06 Апр. 2016

Что делать если ребёнок не хочет делиться?

Что делать если ребёнок не хочет делиться?

Статью подготовила: педагог-психолог Королёва М.В.

1458670627

«Мой ребенок растет жадным!» — жалуются мамы и папы. Конечно, родителям хочется, чтобы он рос добрым и щедрым. Не очень приятно смотреть, как ребенок хватает игрушки, конфеты, прижимает их к груди и кричит: «Никому не дам!». Особенно огорчает нежелание делиться с собственными братьями и сестрами. Ведь идеальный вариант: дети, повзрослев, живут в мире, любви, поддерживая, сопереживая и помогая друг другу. А тут …

Как правило, впервые приступы жадности возникают у детей в возрасте двух-трех лет. И это неудивительно, ведь именно в этот период у ребенка зарождается самосознание, происходит становление собственного «я». Переживания родителей по поводу того, что их 2-3-летний малыш растет эгоистом, совершенно неоправданны. Эгоцентрическую стадию проходит в своем развитии любой ребенок.

Желание делиться обычно впервые возникает между тремя и пятью годами. Именно тогда дети начинают понимать, что играть вместе гораздо интереснее, чем в одиночку, и, как правило, с удовольствием обмениваются игрушками с друзьями. Но этому надо научить, заложить основу для желания делиться с близкими и друзьями.

Предлагаемые рекомендации помогут в решении этой проблемы.

  1.  Жадность — нормальное жизненное явление. Дети должны знать, что они имеют право на свою собственность. С другой стороны, необходимо объяснить ребенку, что он не сможет пользоваться игрушками, которые принадлежат другим детям, пока не научится делиться своими. Объясните это ребенку, но не стыдите его.
  2. Хороший  способ  –  предложить  карапузу  поменяться.  Обычно  на  это  идут  все малыши.  Но  если  ваш  ребенок  сегодня  не  настроен  совершать  никакие  мены,  не настаивайте на этом. И честно скажите другому ребенку, что ваш детка сегодня меняться не хочет, но в этом нет ничего страшного, завтра он, возможно, передумает.
  3. Старайтесь не давать ребенку с собой привлекательные для всех малышей игрушки. Не провоцируйте конфликт.
  4. Сказки и мультфильмы, где добрые герои торжествуют, а жадные представлены в отри­цательном свете, могут сыграть огромную роль в воспитании у ребенка щедрости. Малыш идентифицирует себя с положительным героем и осуждает отрицательного.

Посмотрите  мультик  «Мешок  яблок»:  зайка  раздал  все  свои яблоки, хотя об этом его никто не просил. Зато, что он получил взамен! Или историю про мартышку, которую удав учил делиться бананом! Почитайте сказки: «Жадные медвежата», «Лисичка со скалочкой», «Волк и Лиса», «Яблоко». Хорошо,  если  после  того,  как  вы  почитаете  сказку,  или  посмотрите  мультфильм  с малышом, вы обсудите с ним услышанное и увиденное. Только все должно сводиться не к  «ты  обязан  быть  щедрым!»,  а  к  «как  же  это  здорово  –  быть  щедрым!»

  1. Вместе с ребенком разделите все игрушки в доме на две части. Те, в которые могут играть другие дети, и те, которые являются «только моими». Конечно, малыш положит в «только мои» самые привлекательные и красивые игрушки, но ведь и играть с ними он сможет только один. Со временем ребенок поймет, что гораздо веселее играть вместе.
  2. Ребенка, который все-таки поделился с другом своей формочкой или произвел успешный обмен машинками, стоит поощрить, постараться зафиксировать в его сознании идею, что играть вместе — гораздо интересней и веселей. А поделиться со сверстником — очень даже приятно.
  3. Покажите пример уважения к частной собственности, сказав детям, которые хотят взять что-то принадлежащее вам: «Это моя вещь, и прежде чем ее брать, спроси разрешения».
  4. Даже если в вашей семье растут двое и более детей, а жилищные условия стеснены, каждому из малышей необходим свой уголок: полочка с милыми сердцу вещичками, стол, стул, тумбочка или шкафчик для игрушек. Ребенку, у которого четко сформировано понятие «мое», гораздо легче будет признать, что существует и «чужое», а соответственно, ему будет проще понять и другого маленького человека, отстаивающего свои вещи.

При правильном и гармоничном воспитании рано или поздно в жизни ребенка наступает момент, когда он начинает делиться осознанно, делая это не по принуждению, а по велению души. Главное — не форсировать события.