Что развивают на логопедических занятиях?

 

       Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко отрицательно сказывается на характере человека. Начинать заботиться о качестве речи ребёнка надо как можно раньше, тем более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растёт.

       Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших её качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щёк, мягкого нёба и языка. Подвижность их обеспечивается работой многочисленных мышц, а образование голоса невозможно без участия органов дыхания. Ведь источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Уже в младенческом возрасте ребёнок совершает разнообразные движения языком, губами, издавая при этом фонетически неопределённые звуки. Малыш прислушивается к этим звукам, вновь старается их произнести и, таким образом, бессознательно тренирует свой речевой аппарат, как бы настраивая его под звуки родного языка. Чем старше становится малыш, тем осознаннее происходит этот процесс. Ребёнок старается воспроизводить разнообразные звуки, которые слышит от окружающих его взрослых. Для этого он внимательно всматривается в лица говорящих с ним людей, вслушивается в их речь, старается копировать звуки, слоги, а затем и слова, передавать разную интонацию.

       В задачу логопедической работы входит развитие всей речевой системы ребёнка. Благодаря специальным дыхательным, голосовым и артикуляционным упражнениям достигается укрепление мышц, обеспечивающих речевой акт, возрастает их сила и подвижность.

        На логопедических занятиях совершенствуется и слуховое внимание, и речевой (фонематический слух) малыша. Существует взаимосвязь – точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию (восприятию на слух звуков – фонем – родного языка). Важно, чтобы ребёнок вслушивался в речь окружающих и свою собственную, мог точно воспроизводить звуки, слоги, а на их основе и слова, состоящие из нескольких слогов.

       Для того, чтобы ребёнок мог произносить сложные по слоговой структуре слова, например, «велосипед», «аквариум», необходимо развивать у него не артикуляционные навыки и длительный речевой выдох, но и речевой слух, чувство ритма.

       В комплексы артикуляционных упражнений входят также разнообразные пальчиковые игры. Это неслучайно. Пальчиковые игры всегда привлекают внимание детей и являются средством отдыха во время логопедических занятий. Теперь уже научно доказано, что развитие подвижности пальцев рук способствует развитию речи. Вот почему проведение игр с пальчиками, особенно в сочетании с артикуляционными и голосовыми упражнениями, очень полезно для дошкольников.

       Следует обратить внимание ещё на одну характеристику речи – её темп, то есть скорость протекания во времени. Дошкольник часто говорят в ускоренном темпе, что ухудшает чёткость и внятность речи, артикуляцию звуков, приводит к пропуску слогов, «смазыванию» окончаний слов. Вот почему важно вырабатывать у малышей умеренный темп речи, что возможно как по подражанию, так и с помощью специальных упражнений.