Эмоциональный мир дошкольника

Эмоциональный мир дошкольника.

Автор статьи: Николаева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МАДОУ д/с № 119

Ребенок 4-5 лет уже человечек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, переживает. От родителей требуется умение терпеливо, доступно объяснять суть происходящих явлений, значение слов и поступков, понимать язык жестов и эмоций ребенка. Он ведь хочет понять и прочувствовать всю сложность мира человеческих отношений.

У ребенка активно формируется этические или личностные категории. Различаются понятия: хороший – плохой, добрый – злой, красивый – некрасивый, правда – обман. Развито чувство стыда, как и отвращение к чему-то противному, гадкому. Им хорошо понимаются правила поведения, запреты. Но не всегда достаточен контроль чувств и желаний. Появляются чувства сопереживания, сочувствия, страдания. Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, всегда выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний и угроз, жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках, делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Он будет испытывать чувство безопасности, уверенности, умения понять его. Тем самым создается гуманистическая, человеческая направленность в формировании личности, так как основы ее закладываются в дошкольные годы.

Дети непосредственны, они активно выражают свои чувства, легко плачут, быстро успокаиваются, их настроение зависит от обстоятельств, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, а смех заразителен. Преобладает жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Ярко проявляется привязанность, симпатия, как и чувство неприязни, антипатии. Вместе с тем дети становятся заметно спокойнее, уступчивее, терпеливее. Родители, которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций, в том числе раздражения и гнева, обиды и недовольства, без устали стыдят детей, осуждают, а то и наказывают, поступают не лучшим образом. Суть не в том, чтобы одобрить эти эмоции, а понять их источник, причину. Если ребенок часто капризничает, раздражен – это сигнал неблагополучия в значимых для него отношений со взрослыми. Здесь не поможет приказной тон, окрик, обман, угроза наказания. Действенно и положительно будет лишь сочувствие, сопереживание, доверительный контакт. В этом случае чувствительное «я» будет укрепляться, развиваться, а не тормозиться и слабеть. Повышенная восприимчивость детей наблюдается и к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к их возбужденному, раздраженному тону.

Высокого развития в эти годы достигает воображение как сплав эмоций и мышления. Фантазии – как проявление воображения – расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития.

Таким образом, дошкольный возраст представляет собой уникальную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений. Но истина в том, что следует избегать, как запретов, так и вседозволенности.

Все эти приобретения личности – результат нашего разумного воспитания и любви к детям.

Педагог-психолог высшей категории МАДОУ д/с № 119

Николаева Наталья Георгиевна