Формирование школьной мотивации

Формирование школьной мотивации

Статью подготовила: педагог-психолог Николаева Наталья Георгиевна

Школьная мотивация и еѐ отсутствие.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

При диагнозе «отсутствие школьной мотивации», а также при диагнозе «лень в собственном смысле этого слова, как гедонизм» следует учитывать, что для этих детей общение со взрослыми и другими детьми представляет самостоятельную и важнейшую ценность. Если в обследовании у ребѐнка обнаруживается полное отсутствие познавательной направленности, то можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с этим ребѐнком просто никогда не вели, а за этим обычно скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Неэффективные мотивационные стили и их последствия .
Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

  • Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен – скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно. Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
  • Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение – как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
  • Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
  • Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы – и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен
    откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.
    Рекомендации по формированию школьной мотивации .
    Основная линия рекомендаций – техники разнообразных совместных занятий детей и взрослых, включающих познавательные элементы. Если у ребѐнка ослаблена учебная мотивация, следует строить работу с ним по трем основным направлениям:
  • Формирование активной позиции школьника: приемами словесного внушения систематически учителя и родители «выращивают» у ребенка чувство должного, важного в отношении к школе, к учению (через организацию ситуации личного выбора ребѐнком задачи, упражнения).
  • Формирование положительного отношения к учѐбе: создание ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей чувство удовлетворенности, уверенности в себе, высокой самооценки и радости; снижение тревожности детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), благодаря чему снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смешаться, неверно ответить.
  • Формирование познавательного интереса: использование содержания обучения как источника стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизны информации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострения противоречия между житейскими представлениями школьников и новым знанием, непосредственной практической значимости знания в ближайшей зоне развития ребенка (в быту, в работе, на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.); стимулирование познавательного интереса с помощью технологии обучения, включающей многообразие приемов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приемам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения.