Предвестником начала осмысленной речи у детей является вокализация, т.е. использование голосового аппарата для произведения звуков. Вокализировать они начинают рано, в младенчестве: сначала это гуление, затем – лепет. Кто-то начинает издавать звуки после еды, когда мышцы губ, щек и гортани потренировались; кто-то любит «петь» в ванной, потому что там хорошее эхо и они могут себя слышать как бы «со стороны»; кому-то для этого требуется полный покой и уединение, поэтому гулить они предпочитают в манеже или коляске, где их ничто не отвлекает. Таким образом малыши пробуют свои силы в в произнесении звуков и одновременно тренируют мышцы речевого аппарата.
Важно понимать, что в развитии речи есть определенные этапы, которые нельзя пропустить или перепрыгнуть. И первым этапом в развитии речи является именно уровень звуков. Мы никак не сможем научить ребенка говорить, если он не пройдет этот этап.
В арсенале родителей есть множество простых способов стимулировать этот процесс, причем никакой специальной подготовки для этого не требуется.
- Щекотка и веселые игры – хихиканье и смех являются следующим способом общения ребенка после плача и улыбки.
- Издавайте смешные звуки, гримасничайте и поощряйте малыша к тому, чтобы он Вас копировал.
- Расположитесь с малышом у зеркала и предложите ему копировать ваше выражение лица и звуки, которые вы издаете.
- Для укрепления мышц речевого аппарата необходимы игры, где надо дуть. Поэтому старайтесь придумывать для ребёнка именно такие игры и занятия:
— дуть в воду через соломинку;
— дуть на кусочки ткани, перышки, бумажки и другие легкие предметы, перемещая их таким образом;
— задувать свечи;
— дуть летом на пушистые одуванчики;
— использовать детские музыкальные инструменты: дудочки, свирели, даже свисток.
- Научите ребенка пить из трубочки и использовать её, чтобы поднимать легкие предметы (путем присасывания их к трубочке). Малышам очень нравится такая веселая игра.
- Развитию подъязычных мышц очень способствует такое упражнение, как облизывание. Пускай ребёнок научится слизывать еду с губ, облизывает леденцы и мороженое. Можете даже дразнить его высунутым языком и поощрять, чтобы он повторял ваши «дразнилки».
- Употребление в пищу кусковых продуктов и таких, которые требуют длительного жевания, заставляет работать все мышцы челюсти, поэтому постарайтесь переходить с пюреобразной пищи на кусковую. Если у ребенка возникают проблемы при употреблении таких продуктов, вам следует проконсультироваться с неврологом.
- Во время игр как можно чаще произносите звуки-символы: «мууу», «гав», «мяу», «мур-мур», «тик-так». Эти простые звуки малыш начнет повторять вслед за вами, и это будут его первые звуки, произносимые осмысленно.
- Определите, какие игры нравятся ребенку больше, и играйте в них чаще. Это может быть пение, щекотание, куча-мала, которые сопровождаются смехом или пропеванием слов. Во время игры остановитесь и подождите, чтобы ребенок звуками дал вам понять, что хочет продолжать играть. Тогда скажите «снова» или «ещё» и продолжите игру. Малыш поймет, что с помощью такого «волшебного слова» можно снова начать играть, и будет стремиться его произносить.
- Пойте вместе с ним стишки и колыбельные. Если часто использовать одну и ту же колыбельную, малыш непременно станет вам подпевать.
Конечно, Вы не можете все свое время проводить в играх с малышом. Иногда приходится оставлять его играть в одиночестве. Для таких моментов купите мобиль с разноцветными развивающими игрушками или давайте ему в руки звучащие игрушки. Подвешенные к мобилю предметы имеют различную структуру материала (гладкие, шершавые, твердые, мягкие), это развивает тактильные ощущения ребенка. Звучащие и вибрирующие игрушки – прекрасный стимул для произнесения звуков. А с игрушкой –«повторюшкой» Ваш малыш будет «общаться» без устали, таким образом отрабатывая звуки и первые слова.
Попробуйте играть в эти веселые игры, и Вы увидите, насколько легче происходит контакт с вашим малышом, и как в нем растет желание общаться с Вами.