Памятка для родителей детей, посещающих занятия в логопедическом пункте

Памятка для родителей детей, посещающих занятия в логопедическом пункте

В нелёгкой работе по преодолению нарушений звукопроизношения у детей родителям необходимо:

  • Поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток произношения можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • На этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению (автоматизации) поставленных звуков проводить специальные занятия;
  • Правильно строить общение с ребёнком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё на этапе не ранее, чем на этапе отработки (автоматизации) звукового навыка;
  • Поощрять самостоятельные занятия ребёнка, проявление его инициативы в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • Ясная, чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • Выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • На этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • К последующим упражнениям надо переходить, освоив предыдущие;
  • Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить в необходимости таких упражнений для успешного преодоления нарушений звукопроизношения;
  • Занятия не должны продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка;
  • Занятие не следует перегружать заданиями.

Формирование правильного звукопроизношения у детей в процессе логопедической работы

 Исправление нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. Разделяют четыре основных этапа:

  • Подготовительный;
  • Постановка звука;
  • Автоматизация (закрепление) звука;
  • Дифференциация (по мере необходимости) звуков в речи.

Цель подготовительного этапа заключается в подготовке к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе формируются точные движения органов артикуляции, которые будут необходимы для произнесения звука. Идёт работа над дыханием, развитием фонематического слуха.

Цель постановки звука – добиться правильного звучания изолированного звука. Постановка звуков осуществляется специалистом-логопедом.

Автоматизация звука – закрепление правильного произнесения звука путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка.

На первых занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и чёткое произнесение автоматизируемого звука. При автоматизации звука в слогах и словах ребёнку предлагается соединять отрабатываемый звук с гласными в прямых, обратных слогах, и только после этого в слогах со стечением согласных.

Дифференциация звуков – это постепенная, последовательная работа по различению смешиваемых звуков(С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ и т.п.)  по моторным и акустическим признакам. Сначала звуки дифференцируются в изолированной позиции, затем в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах и собственной речи.

Подбор материала: С.О. Зимина, учитель-логопед