«Последовательность работы по автоматизации звуков»
Статью подготовила: учитель-логопед Хрипач Мария Геннадьевна
1.Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:
Как звенит комар? (З-з-з-з).
Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).
Как рычит собака? (Р-р-р-р).
2.Автоматизация звука в слогах и словах:
-открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.
-включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.
-автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.
-автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.
3.Автоматизация звука в предложении.
4.Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.
5.Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.
Работа поводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.
Приёмы работы:
1.Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом.
2.Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения.
На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный.