26 Авг. 2014

Психолог в детском саду

Психолог в детском саду.

Автор статьи: Николаева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МАДОУ д/с №119 г. Калининград.

       Можно долго говорить о том, что значит для психолога профессия и, что каждый специалист значит для психологической службы. Но не будем. Следует отметить только, что академик Бехтерев был прав, сказав, что «все психологи с психинкой, а неврологи с невринкой».

      Большинство из нас идут в эту науку для того, чтобы понять и принять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах, отношениях. И когда непростое зерно истины, посеянное педагогами начинает прорастать, то вместе с ним растет душа. Это очень больно, когда растет душа, потому что все начинаешь подвергать сомнению. Привычные истины и аттитюды принимают чужие формы. С глаз спадает пелена, и постепенно, овладевая закономерностями, принципами, методами и приемами науки, вдруг четко начинаешь отличать искренность от показухи, агрессивность от желания защититься, желание выделиться от нехватки внимания, демонстративность от низкой самооценки. Только отработав, отследив и осознав все эти процессы в себе, ты понимаешь, что уже в состоянии помочь другим людям, способным воспринимать эту помощь. А главное, со знаниями и навыками психологии приходит смирение и всепрощение. Ты начинаешь понимать общечеловеческие заповеди. Такие как, не осуди ближнего своего. Эта заповедь основа роста души. Ведь все, что мы видим в других людях, и плохое, и хорошее, есть в нас самих. И именно поэтому, нам легче осудить это в других, чем найти в себе. В психологии этот процесс назван проекцией.

       Как часто мы недоумеваем, почему к нам цепляются озлобленные, агрессивные люди, в магазинах, в кафе, на работе. И мы не можем понять, что мы сами, в данный момент, проецируем злобу, агрессию на людей, а они в свою очередь просто отзеркаливают нас самих. Еще великий Конфуций говорил: «Каждый встреченный тобой человек – это не друг и не враг. Он – учитель твой».

       Осознание в себе разных качеств, так называемое развитие рефлексии – эта первая ступенька для личностного роста, первый этап решения многих проблем. И я понимаю, что те люди, которые встретились в моей судьбе, и, которые ещё встретятся, со всеми их разными неповторимыми качествами – мои учителя. Тогда и я учитель для них. Понять себя, простить себя, помочь осознать им противоречия и причины конфликтов. Помочь открыть для них самих их ресурсы и антиресурсы. Через принятие себя, понять других людей. Научить находить позитив в негативе. Выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями. Видеть в других больше хорошего. Не продлевать «коридор зла», а наоборот сделать добро обидевшему тебя человеку. В этом я вижу основное предназначение психолога.

     На первый взгляд работа психолога незаметна. Потому, что продукт работы нельзя потрогать руками. Нельзя сразу увидеть эффект личностного роста, хотя каждый человек, находящийся в эмоциональном возбуждении или скорби, отмечает, что при работе (беседе) с психологом ему становиться легче. Другие говорят, что психолог – это тот человек, который его понимает. Говорит с ним на одном языке.

   Работу психолога можно сравнить с песочными часами, когда песчинка припадает к песчинке и, собираясь некоторой массой, вступает в новый виток времени. Песчинки – это те техники, методы и приемы, которые психолог продуцирует на клиента. Это и снятие напряжения, развития познавательных функций, работа с агрессивностью, тревожностью, развитие интеллекта, развитие самосознания. А как много значат диагностические песчинки (то есть методы и методики), когда на ранних этапах развития выявив то, или иное отклонение, вовремя можешь помочь ребенку.

   Работу психолога можно сравнить с мостом между ребёнком и родителем, между самими родителями, между воспитателями и ребенком, между воспитателями и родителями. И как бы казалась, незаметна продукция психолога, все начинают замечать, что там, где ругались, начинают дружить. Родители с удовольствием бегут на родительские собрания, потому что интересно. Там где была социальная и педагогическая запущенность ребёнка, вдруг что-то начинает делаться. И интеллектуальное, эмоциональное развитие ребёнка становится на порядок выше. Да и просто, видеть радость ребёнка и взрослого при встрече с тобой, разве это не достижение психолога? Ведь само общение с ним так искренно и увлекательно!

   И последнее, можно представить себе гармоничную личность в виде добротного дома. А каждое бревнышко в виде определенной составляющей. Например: первое бревно – это папа, второе – мама, третье – бабушка, четвертое – дедушка, пятое – любовь, шестое – радость, седьмое – воспитание, восьмое – ответственность, девятое – детский сад, десятое – воспитатели, одиннадцатое – психологи и специалисты и т.д.

Попробуйте убрать хоть одно бревно — дом покосится, а если два, три, четыре – дом разрушится. А психолог – это связующее звено, клей во всей этой конструкции. И хорошо, если все субъекты воспитания осознают всю ответственность в процессе роста души ребёнка. А если нет? Здесь помощь психолога неоценима.

   В этой профессии не ждут благодарности. Ведь самоудовлетворение психолога в том, что ребёнок покидает ДОУ гармоничным человеком, с развитым возрастным интеллектом, со способностью само регулировать свое поведение, с любовью к близким, со стремлением познавать. Профессиональное счастье психолога в том, что он сумел помочь, с помощью своих знаний, умений, личностных качеств. И люди идут к нему все больше и больше.

     Горжусь профессией своей!