Расширяем словарный запас дошкольников

Расширяем словарный запас дошкольников

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

Часто родители жалуются учителям, а учителя — родителям на то, что ребёнок плохо успевает в школе. Казалось бы, он пошёл в первый класс, зная буквы и умея читать, однако… Дело чаще всего в ограниченном словарном запасе ребёнка. Да, он знает много слов, если спросить — объяснит их значение, но это пассивный, а не активный словарный запас. В обыденной жизни словарь ребёнка беден. Иногда в этом кроется причина использования слов-паразитов: «ну, в общем…», «так сказать», «это самое». Человек мучительно подбирает слова, не может точно выразить свою мысль, подобрать нужное определение.

Ведь любому человеку, говорящему на каком-то языке, нужен «строительный материал» — слова, из которых он и будет строить свои фразы. Чем он богаче, тем больше возможностей для комбинации, а это залог успешного общения, красивой и грамотной речи. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Просто чаще играйте с ребенком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию игры. Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным.

Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши. Что необходимо делать, чтобы словарный запас активно пополнялся? Как помочь ребёнку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса?

Главное условие- общение с ребёнком. Малыш с рождения как губка, которая впитывает всё вокруг, он готов подражать нам во всем. Общение можно и нужно совмещать с любыми занятиями: прогулкой, обедом, игрой, купанием, одеванием.

Внимание: звуки вашего голоса не может заменить телевизор или радио. Найдите время, чтобы в течение дня хотя бы раз поговорить с ребёнком, обращаясь только к нему. Однако не забывайте, что ребёнок слышит ВСЁ, в том числе, как вы разговариваете между собой, что говорит соседка и т.д., поэтому не удивляйтесь, если ребёнок повторит то, что он однажды услышал. Но «закрепится» слово только в том случае, если станет «активным», «часто слышимым».

Водите ребенка в музей, на выставки. Позитивные эмоции, связанные с искусством, формируют и обогащают словарный запас детей.