26 Сен. 2018

Развитие мелкой моторики в домашних условиях

ТРазвитие мелкой моторики в домашних условияхонкие дифференцированные движения пальцев напрямую связаны с ловкостью рук, что необходимо не только для любого труда по самообслуживанию, но и для произносительных возможностей речи. Поэтому развитию руки нужно уделять большое внимание в работе с ребенком.

Игры с пальчиками очень просты и не требуют большой предварительной подготовки, они понятны для ребенка, следовательно, интересны для него. Игра с пальчиками может быть использована ив форме развлечения, и для закрепления у детей знаний, бытовых навыков и навыков общения.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Самомассаж – это массаж на самом себе – руками или массажными приборами. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную работу мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, также на эластичность и подвижность связочного аппарата.

 В процессе коррекционной работы с детьми можно использовать следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, надавливание, активные и пассивные движения.

При выполнении упражнений самомассажа необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— упражнения должны проводиться в комфортных для ребенка условиях, желательно в сопровождении приятной музыки, соответствующей релаксации;

— кожа рук должна быть сухой, чистой, без ссадин и царапин;

— продолжительность самомассажа – 2-3 минуты;

— выбор упражнений зависит от состояния мышечного тонуса

Упражнения с массажным мячиком

В качестве массажного мячика могут быть использованы резиновые игрушки, эспандер, поролоновый мячик, малый резиновый мячик и др., которые используются для развития мышц пальцев рук. Успех любой предметно-практической деятельности напрямую зависит от уровня развития мышц пальцев, кисти и предплечья, что требует постепенного и неуклонного способствования повышения их мышечной силы. Поэтому использование игр с массажным мячиком позволяет повысить уровень ручной умелости ребенка, а, следовательно, способствуют развитию мышления и речи. 

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» — эти игры предполагают выполнение ребенком по подражанию различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», «коза» и др.). Игры эти очень эмоциональные и увлекательные. Их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения за взрослым, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития, и для развития мелкой моторики.

Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К четырем годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений рук. Во время игры с пластилином можно читать детям сказку, а они в это время – творить наиболее понравившихся им персонажей. Не нужно сдерживать фантазию ребенка – среди вылепленных образцов могут оказаться существа из его собственного мира. По рассказам о них педагог сможет лучше понять характер ребенка.

Игры с бумагой

Этот комплекс игр помогает регулировать мышечный тонус ребенка. Берется небольшой лист легко мнущейся бумаги и показывается образец, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом то же самое выполняет ребенок, сначала одной рукой, потом другой (на начальных этапах этой игры можно использовать детские носовые платочки), затем одновременно двумя руками. В дальнейшем из скомканных листов можно делать забавные фигурки для настольного театра, мячики для метания и пр.

Игры с семенами, зернами, бусами, орехами

Использование игр с данными предметами способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка.

Упражнения с крупой, семечками, орехами развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную     координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук,                                                                                     

тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат ориентироваться на плоскости, помогают создать на ней множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры), работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира и их абстрактным изображением.

Технологии развития мелкой моторики помогают детям:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда и развить с их помощью речь и интеллект;
  • лучше адаптироваться в практической жизни;
  • исправить нарушения звукопроизношения;
  • научиться понимать многие явления окружающего мира.

Статью подготовила учитель-логопед С.О. Зимина