Речевые игры на развитие внимания, мышления, памяти
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.
Угадай, кто мой друг.
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема — домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
Назови слово
Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она — картина; он — чемпион; оно — солнышко.
Усложненный вариант: ему — слону; ей — кукле, им — собакам; от нас (от них) — от девочек.
Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика… .
Приставки. Задание: подобрать слову подходящее ?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,
б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…
Отвечай быстро!
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета — цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый … (мяч)
высокий, прочный, кирпичный … (дом)
рыжая, пушистая, хитрая…(лиса)
зеленая, колючая, нарядная… (ёлка)
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков — например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот — мягкий, шершавый.
Машинка — большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям — 1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
Из книги Е. Сербиной «Развивающие игры для детей».
Скажи по-другому.
Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)
В чем причина?
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: «Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки». Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими («Забрали на ремонт»), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает способность анализировать и логически мыслить.
«Кто кем (чем) будет?»
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
— цыпленок — петухом;
— мальчик — мужчиной;
— теленок — коровой или быком — бумага — книгой
— снег -водой
— вода — льдом
— семечко — цветком
— мука — блинчиками
и т. д.
Обратно. «Кто кем был?»:
— лошадь — жеребенком
цветок — семенем
Птица — не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха — это кто?»
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны., Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. |
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки — и спасибо шутке! |
Использование дидактических пособий для развития речи ребёнка