28 Сен. 2015

Слова, слова, слова….

Слова, слова, слова…. Развиваем словарный запас детей старшего дошкольного возраста

Ваш ребенок уже многое знает. А всегда ли ему хватает слов, чтобы выразить свои мысли достаточно чётко, красочно описать то, что он видел? Всегда ли ребёнок может объяснить значение тех слов, которые употребляет? Поймёт ли он устаревшие слова в народных сказках и потешках, правильно ли растолкует значение пословицы или крылатого выражения?Русский язык богат словами, которые обладают сходным значением, но указывают на какие-то оттенки. Огромное количество слов с противоположным значением, в то время как дошкольники, довольно долго обходятся небольшим их количеством: большой – маленький, тёплый – холодный и т.п.

Между тем, от того насколько хорошо ребёнок владеет всем многообразием слов, их значений, во много зависит его умение интересно рассказывать.

Есть ли какие-то игры или упражнения для дошкольников по расширению словарного запаса? Конечно! Вот некоторые из них.

Расскажи как можно больше

image

Скажи наоборот (антонимы)

Грустить – радоваться

Уронить – поднять

Поссориться – помириться

Открыть — …

Худой – толстый

Здоровый – больной

Широкий — …

Длинный — …

«Я начну, а ты продолжи».

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица…

Используя картинные планы детям легко сравнивать и описывать различные предметы, придумывать загадки. Благодаря этому упражнению ребенок научиться использовать в речи и синонимы и антонимы. Это одно из первых упражнений по развитию связной речи.

6

Фантазируйте, придумывайте вместе с ребёнком! Пусть слова текут рекой, а не прячутся в закоулках памяти.