Психолог в детском саду.

Автор статьи: Николаева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МАДОУ д/с №119 г. Калининград.

       Можно долго говорить о том, что значит для психолога профессия и, что каждый специалист значит для психологической службы. Но не будем. Следует отметить только, что академик Бехтерев был прав, сказав, что «все психологи с психинкой, а неврологи с невринкой».

      Большинство из нас идут в эту науку для того, чтобы понять и принять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах, отношениях. И когда непростое зерно истины, посеянное педагогами начинает прорастать, то вместе с ним растет душа. Это очень больно, когда растет душа, потому что все начинаешь подвергать сомнению. Привычные истины и аттитюды принимают чужие формы. С глаз спадает пелена, и постепенно, овладевая закономерностями, принципами, методами и приемами науки, вдруг четко начинаешь отличать искренность от показухи, агрессивность от желания защититься, желание выделиться от нехватки внимания, демонстративность от низкой самооценки. Только отработав, отследив и осознав все эти процессы в себе, ты понимаешь, что уже в состоянии помочь другим людям, способным воспринимать эту помощь. А главное, со знаниями и навыками психологии приходит смирение и всепрощение. Ты начинаешь понимать общечеловеческие заповеди. Такие как, не осуди ближнего своего. Эта заповедь основа роста души. Ведь все, что мы видим в других людях, и плохое, и хорошее, есть в нас самих. И именно поэтому, нам легче осудить это в других, чем найти в себе. В психологии этот процесс назван проекцией.

       Как часто мы недоумеваем, почему к нам цепляются озлобленные, агрессивные люди, в магазинах, в кафе, на работе. И мы не можем понять, что мы сами, в данный момент, проецируем злобу, агрессию на людей, а они в свою очередь просто отзеркаливают нас самих. Еще великий Конфуций говорил: «Каждый встреченный тобой человек – это не друг и не враг. Он – учитель твой».

       Осознание в себе разных качеств, так называемое развитие рефлексии – эта первая ступенька для личностного роста, первый этап решения многих проблем. И я понимаю, что те люди, которые встретились в моей судьбе, и, которые ещё встретятся, со всеми их разными неповторимыми качествами – мои учителя. Тогда и я учитель для них. Понять себя, простить себя, помочь осознать им противоречия и причины конфликтов. Помочь открыть для них самих их ресурсы и антиресурсы. Через принятие себя, понять других людей. Научить находить позитив в негативе. Выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями. Видеть в других больше хорошего. Не продлевать «коридор зла», а наоборот сделать добро обидевшему тебя человеку. В этом я вижу основное предназначение психолога.

     На первый взгляд работа психолога незаметна. Потому, что продукт работы нельзя потрогать руками. Нельзя сразу увидеть эффект личностного роста, хотя каждый человек, находящийся в эмоциональном возбуждении или скорби, отмечает, что при работе (беседе) с психологом ему становиться легче. Другие говорят, что психолог – это тот человек, который его понимает. Говорит с ним на одном языке.

   Работу психолога можно сравнить с песочными часами, когда песчинка припадает к песчинке и, собираясь некоторой массой, вступает в новый виток времени. Песчинки – это те техники, методы и приемы, которые психолог продуцирует на клиента. Это и снятие напряжения, развития познавательных функций, работа с агрессивностью, тревожностью, развитие интеллекта, развитие самосознания. А как много значат диагностические песчинки (то есть методы и методики), когда на ранних этапах развития выявив то, или иное отклонение, вовремя можешь помочь ребенку.

   Работу психолога можно сравнить с мостом между ребёнком и родителем, между самими родителями, между воспитателями и ребенком, между воспитателями и родителями. И как бы казалась, незаметна продукция психолога, все начинают замечать, что там, где ругались, начинают дружить. Родители с удовольствием бегут на родительские собрания, потому что интересно. Там где была социальная и педагогическая запущенность ребёнка, вдруг что-то начинает делаться. И интеллектуальное, эмоциональное развитие ребёнка становится на порядок выше. Да и просто, видеть радость ребёнка и взрослого при встрече с тобой, разве это не достижение психолога? Ведь само общение с ним так искренно и увлекательно!

   И последнее, можно представить себе гармоничную личность в виде добротного дома. А каждое бревнышко в виде определенной составляющей. Например: первое бревно – это папа, второе – мама, третье – бабушка, четвертое – дедушка, пятое – любовь, шестое – радость, седьмое – воспитание, восьмое – ответственность, девятое – детский сад, десятое – воспитатели, одиннадцатое – психологи и специалисты и т.д.

Попробуйте убрать хоть одно бревно — дом покосится, а если два, три, четыре – дом разрушится. А психолог – это связующее звено, клей во всей этой конструкции. И хорошо, если все субъекты воспитания осознают всю ответственность в процессе роста души ребёнка. А если нет? Здесь помощь психолога неоценима.

   В этой профессии не ждут благодарности. Ведь самоудовлетворение психолога в том, что ребёнок покидает ДОУ гармоничным человеком, с развитым возрастным интеллектом, со способностью само регулировать свое поведение, с любовью к близким, со стремлением познавать. Профессиональное счастье психолога в том, что он сумел помочь, с помощью своих знаний, умений, личностных качеств. И люди идут к нему все больше и больше.

     Горжусь профессией своей!

Адаптация ребёнка к детскому саду

Автор статьи: Королёва Марина Владимировна, педагог-психолог МАДОУ д/с №119 г. Калининград.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы ребенка:

  • Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей). И режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня нарушается, это может провоцировать истерики и нежелании идти в детский сад).
  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
  • Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать

Способы уменьшить стресс ребёнка в период адаптации

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения.

  •  Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму детского сада.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в детском саду.
  • Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах. Так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у детей позитивное отношение к детскому саду.
  • Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше. Побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить какую одежду он наденет утром.
  • В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в детском саду, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
  • Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша. 

Эмоциональный мир дошкольника.

Автор статьи: Николаева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МАДОУ д/с №119 г. Калининград.

   Ребенок 4-5 лет уже человечек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, переживает. От родителей требуется умение терпеливо, доступно объяснять суть происходящих явлений, значение слов и поступков, понимать язык жестов и эмоций ребенка. Он ведь хочет понять и прочувствовать всю сложность мира человеческих отношений.

    У ребенка активно формируется этические или личностные категории. Различаются понятия: хороший – плохой, добрый – злой, красивый – некрасивый, правда – обман. Развито чувство стыда, как и отвращение к чему-то противному, гадкому. Им хорошо понимаются правила поведения, запреты. Но не всегда достаточен контроль чувств и желаний. Появляются чувства сопереживания, сочувствия, страдания. Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, всегда выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний и угроз, жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках, делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Он будет испытывать чувство безопасности, уверенности, умения понять его. Тем самым создается гуманистическая, человеческая направленность в формировании личности, так как основы ее закладываются в дошкольные годы.

   Дети непосредственны, они активно выражают свои чувства, легко плачут, быстро успокаиваются, их настроение зависит от обстоятельств, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, а смех заразителен. Преобладает жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Ярко проявляется привязанность, симпатия, как и чувство неприязни, антипатии. Вместе с тем дети становятся заметно спокойнее, уступчивее, терпеливее. Родители, которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций, в том числе раздражения и гнева, обиды и недовольства, без устали стыдят детей, осуждают, а то и наказывают, поступают не лучшим образом. Суть не в том, чтобы одобрить эти эмоции, а понять их источник, причину. Если ребенок часто капризничает, раздражен – это сигнал неблагополучия в значимых для него отношений со взрослыми. Здесь не поможет приказной тон, окрик, обман, угроза наказания. Действенно и положительно будет лишь сочувствие, сопереживание, доверительный контакт. В этом случае чувствительное «я» будет укрепляться, развиваться, а не тормозиться и слабеть. Повышенная восприимчивость детей наблюдается и к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к их возбужденному, раздраженному тону.

   Высокого развития в эти годы достигает воображение как сплав эмоций и мышления. Фантазии – как проявление воображения – расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития.

  Таким образом, дошкольный возраст представляет собой уникальную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений. Но истина в том, что следует избегать, как запретов, так и вседозволенности.

   Все эти приобретения личности – результат нашего разумного воспитания и любви к детям.