25 Сен. 2023

10 простых советов родителям от учителя-логопеда

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, например, при приготовлении еды, уборке, одевании/раздевании, игре, прогулке и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает малыш, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если он пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-3 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает?» вместо «Он играет?».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у малыша была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  6. Если Ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свой речевой запас новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что дошкольник произнесет их отлично. Воодушевите малыша и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок усвоил эти слова, введите 5-6 новых.
  7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов из окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш малыш уже знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Эта работа должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие своего малыша, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

И ещё:

  • никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно;
  • не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не казалась;
  • поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово.

Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Речь не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу дошкольнику предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей. Будьте терпеливы, помогая ему освоить эту задачу.