Основные способы и мероприятия закаливания
Статью подготовила: инструктор по физической культуре Никулина Оксана Вячеславовна
По аналогии с известной во всем мире с древних времен технологией закаливания закала железа, придающей изделиям особую твердость, прочность и несокрушимость, врачи назвали закаливанием воздействие контрастных температур на организм, цель которого – укрепить тело, сделать его более прочным по отношению к инфекциям.
Все знают, что переохлаждение – верный путь к простуде. Не менее опасно для здоровья, когда резко охлаждается не весь организм, а какая-то его часть, особенно носоглотка или ноги. Быстро съеденное ребенком мороженное в жаркий день или промокшие в осенних лужах ботинки нередко ведет к насморку, ангине или бронхиту.
Почему это происходит? Дело в том, что охлаждение – общее или местное – ведет к быстрому сужению поверхностных кровеносных сосудов. Так организм старается поддержать постоянную температуру. Однако из-за этого поверхностно расположенные клетки, на которое пришлось основное воздействие холода, недополучают питание и кислород, которые поступают ко всем клеткам нашего тела только по кровеносным сосудам. Ухудшение условий питания нарушают работу клеток, а главное – тормозят активность иммунных (защитных) систем. Защитный барьер ослабевает, и вредные микроорганизмы беспрепятственно проникают внутрь нашего тела. Они быстро размножаются и отравляют человека своими выделениями – мы заболеваем.
Как с этим бороться? Есть только один разумный путь: приучить клетки нашего организма, от которых зависят иммунные реакции, к частой смене температур, и тогда они не будут реагировать на кратковременное или локальное охлаждение. Как раз для этого и нужно закаливание, то есть тренировка к действию контрастных температур и значительному местному охлаждению.
У ребенка 5-7 лет система терморегуляции (то есть поддержания постоянной температуры тела и его частей) еще не совершенна, и иммунитет также еще неполноценен. Поэтому так важно именно в этом возрасте начать приучать детский организм к температурным перепадам, что очень эффективно оберегает его в дальнейшем от разнообразных простуд. Организм ребенка 5-7 лет усваивает закаливающие «уроки» гораздо лучше. «Физиологическая память» на перепады температур значительно дольше сохраняется в этом возрасте, и потом, после некоторого перерыва, позволяет гораздо быстрее вновь обрести закалку, восстановить достигнуты ранее уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.
Основные способы закаливания
Солнце, воздух и вода — основные природные факторы, которые можно использовать для закаливания и оздоровления. Каждый из них может принести немалую пользу, если использован умело, и причинить вред, если не соблюдаются меры предосторожности.
Закаливание воздухом | Закаливание водой | Закаливание солнцем и ультрафиолетовое облучение |
— хорошая вентиляция помещения- облегченная одежда
— прогулки -дневной сон с доступом свежего воздуха — воздушные ванны — хождение босиком |
— местное: умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса, местное обмывание ног, контрастное обливание;- общее: купание в бассейне, открытых водоемах, обтирание или обливание всего тела | — загорание под навесом, в кепке |
Физиологи считают, что сильным закаливающим эффектом для детей обладает динамический, или пульсирующий микроклимат. При его создании используется холод и тепло. То есть два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевания ребенка. К этим методам относятся контрастные воздушные ванны и души.
Эффективными бывают не отдельные приемы и методы, а их умелое сочетание.
При подборе процедур для закаливания важно учитывать следующие принципы
— попеременное воздействие тепла и холода. Суть адаптации – приспособление организма к частой смене температуры окружающей среды.
— процесс медленный, состоящий из нескольких последовательных стадий. Сократить время на прохождение любой из этих стадий, а тем более пропустить какую-то стадию невозможно, организм не справится с новыми нагрузками, и ребенок заболеет даже не в результате столкновения с новыми возбудителями, а просто потому, что вы своим нетерпением исчерпали его резервные возможности.
— воздействие должно начинаться с небольших зон и небольших перепадов температуры и лишь постепенно захватывать все большую поверхность (объем воздействия) и достигать все большей разницы температур (интенсивность воздействия).
— соблюдение очередности в наращивании объема и интенсивности воздействия.
Наиболее эффективны на начальных этапах закаливающие процедуры, воздействующие на конечности – руки и ноги. Это связано с особенностями строения кожи на конечностях человека и расположением рефлексогенных зон.
Вариант закаливания следует выбирать, учитывая особенности ребенка и возможности длительного применения разных процедур.
Ежедневные мероприятия
Средство | Условия проведения | Длительность сеанса | Периодичность |
Вентиляция помещения | Холодно (ниже +10) | 5-10 минут |
4-5 раз в день |
Умеренно (от +10 до +30) | 15-20 минут | ||
Жарко (выше +30) | 30-40 минут | ||
Прогулки на улице в удобной одежде | Холодно (летом – ниже +15; зимой – ниже -10) | 1,5-2 часа |
Ежедневно |
Умеренно (летом — +15…+20; зимой – от 0 до -10) | 2-3 часа | ||
Тепло (летом – выше +20; зимой – выше 0) | 3-4 часа | ||
Самомассаж рук и ног | Утром перед гимнастикой | 5-7 минут | Ежедневно |
Утренняя гимнастика | Утром перед водными процедурами | 7-10 минут | Ежедневно |
Еженедельные мероприятия
Средство | Условия проведения | Длительность сеанса | Периодичность |
Физкультурные занятия | По программе детского сада | 20-35 минут | 2 раза в неделю |
Занятия физическими упражнениями и играми на открытом воздухе | Лето |
1.5-2 часа |
2-3 раза в неделю |
Зима |
Этап 1 (начальный: с 1-й по 6-ю неделю)
Средство | Условия проведения | Неделя | Длительность сеанса | Периодичность |
Ванны воздушные | Температура +20 или выше | 1-2 | 3-4 минуты | 2-3 раза в день |
3-4 | 5-7 минут | |||
5-6 | 10 минут | |||
Ванны гигиенические детские | Температура +35…+36 | 1-2 | 10 минут | 1-2 раза в неделю |
3-4 | 12минут | |||
5-6 | 15 минут | |||
Мытье ног перед ночным сном | Температура +30 или выше | 1-2 | Не менее 2 минут | Ежедневно |
3-4 | ||||
Умеренная (+21…+30) | 5-6 | 1 минута | ||
Мытье рук и лица холодной водой | В летнее время | 1-2 | 1-2 минуты | Ежедневно по утрам |
3-4 | ||||
5-6 | ||||
Обтирание влажным полотенцем | Температура воды выше +28 | 1-2 | 1-1,5 минуты | Ежедневно по утрам |
3-4 | 1.5-2 минуты | |||
5-6 | 2-3 минуты | |||
Душ | Температура воды выше +28 | 1-2 | 1-1,5 минуты | Ежедневно перед сном |
3-4 | 1.5-2 минуты | |||
5-6 | 2-3 минуты | |||
Обливание стоп холодной водой | Начинать в летние месяцы | 1-2 | 0.5 минуты | Ежедневно после душа |
3-4 | 1 минуты | |||
5-6 | 1.5 минуты | |||
Ходьба босиком (в носках) в помещении | Начинать в летние месяцы |
1-6 |
Постоянно | Ежедневно |
Этап 2 (продвинутый: с 7-й по 12-ю неделю)
Средство | Условия проведения | Неделя | Длительность сеанса | Периодичность |
Ванны воздушные | Температура +14…+20 | 7-8 | До 5 минут | 2-3 раза в день |
9-10 | 7-8 минут | |||
11-12 | До 10 минут | |||
Ванные гигиенические детские | Температура +31…+34 | 7-8 | До 5 минут | 1-2 раза в неделю |
9-10 | До 7 минут | |||
11-12 | До 10 минут | |||
Мытье ног перед ночным сном | Температура +21…+23 | 7-8 | 1-1.5 минуты | Ежедневно |
9-10 | 1.5-2 минуты | |||
11-12 | 2 минуты | |||
Мытье рук и лица холодной водой | Весной, летом, осенью | 7-8 | 1-2 минуты | Ежедневно по утрам |
9-10 | ||||
11-12 | ||||
Умывание холодной водой шеи, груди, рук | Температура на улице выше +15 | 7-8 | 0,5 минуты | Ежедневно по утрам |
9-10 | 1 минута | |||
11-12 | 1,5-2 минуты | |||
Обтирание влажным полотенцем | Температура воды +22…+25 | 7-8 | 1-1,5 минуты | Ежедневно по утрам |
9-10 | 1.5-2 минуты | |||
11-12 | 2-3 минуты | |||
Душ | Температура воды + 22…+25 | 7-8 | 1-1,5 минуты | Ежедневно |
9-10 | 1.5-2 минуты | |||
11-12 | 2-3 минуты | |||
Душ контрастный | Разница температур менее 10* | 7-8 | 0.5 минуты | Ежедневно |
9-10 | 0.5-1 минута | |||
11-12 | 1-2 минуты | |||
Обливание стоп холодной водой | При любой температуре | 7-8 | 1.5 минуты | Ежедневно после душа |
9-10 | 2 минуты | |||
11-12 | 2.5 минуты | |||
Ходьба босиком (в носках) в помещении | При любой температуре | 7-8 | постоянно | Ежедневно |
9-10 | ||||
11-12 | ||||
Ходьба босиком по улице | В летнее время за городом | 7-8 | 15-20 минут | Ежедневно |
9-10 | 20-30 минут | |||
11-12 | 30-40 минут |
Этап 3 (закаленный: с 13-й по 18-ю неделю)
Средство | Условия проведения | Неделя | Длительность сеанса | Периодичность |
Ванны воздушные | При любой температуре | 13-14 | До 10 минут | 2-3 раза в день |
15-16 | 10-12 минут | |||
17-18 | До 15 минут | |||
Ванны гигиенические детские | Температура +27…+30 | 13-14 | До 5 минут | 1-2 раза в неделю |
15-16 | До 7 минут | |||
17-18 | До 10 минут | |||
Мытье ног перед ночным сном | Температура воды +18…+20 | 13-14 | 1-1.5 минуты | Ежедневно |
15-16 | 1.5-2 минуты | |||
17-18 | 2 минуты | |||
Мытье рук и лица холодной водой | Независимо от сезона | 13-14
15-16 17-18 |
1-2 минуты |
Ежедневно по утрам |
Умывание холодной водой шеи, груди, рук | Независимо от температуры воздуха | 13-14 | 1 минута |
Ежедневно по утрам
|
15-16 | 1.5-2 минуты | |||
17-18 | 2-3 минуты | |||
Душ | Температура воды +20…+21 | 13-14 | 1.5-2 минуты | Ежедневно |
15-16 | 2-2.5 минуты | |||
17-18 | 2.5-3 минуты | |||
Душ контрастный | Разница температур от 10* до 15* | 13-14 | 0.5-1 минута |
Ежедневно |
15-16 | 1-2 минуты | |||
Разница температур 15* и больше | 17-18 | 2-3 минуты | ||
Обливание по пояс | Температура воды +22…+25 | 13-14 | 1 минута | Ежедневно по утрам
|
15-16 | 1.5 минут | |||
17-18 | 2-3 минуты | |||
Обливание стоп холодной водой | При любой температуре | 13-14 | 1.5 минуты | Ежедневно после душа
|
15-16 | 2 минуты | |||
17-18 | 2.5 минуты | |||
Ходьба босиком (в носках) в помещении | При любой температуре
|
13-14 |
Постоянно |
Ежедневно
|
15-16 | ||||
17-18 | ||||
Ходьба босиком по улице | При температуре выше +17* | 13-14 | 15-20 минут | При возможности |
15-16 | 20-30 минут | |||
17-18 | 30-40 минут |
Начиная закаливание, помните
— никогда не заставляйте делать ребенка то, что вызывает сильные отрицательные эмоции, что сами не решитесь делать;
— не забывайте, что закаливание – это физиологическая адаптация, ее эффективность зависит не только от желания взрослых, но и от возможностей ребенка;
— не перескакивайте через этапы в процессе закаливания;
— начинать закаливание лучше летом или осенью;
— начинать закаливание следует с простого и приятного, например, с обтирания влажным полотенцем в жаркий день;
— лучший пример при закаливании – пример родителей;
— не соревнуйтесь со знакомыми;
— не используйте экстремальные способы закаливания. Полгода без простуд – самое большое первое достижение.