20 Дек. 2019

8 способов стимуляции речи в 1,5 — 2 года

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

Если ребенок до полутора-двух лет отстает от норм речевого развития, то говорить о тяжелом нарушении речи пока рановато. Иногда нужно просто ускорить ход  речевого и психического развития ребенка.

Вот 8 простых приемов для запуска и стимуляции речи, которые можно сделать самому в домашних условиях.

Приём № 1

Для правильной работы  речевого аппарата нормализуйте процессы кормления, тренируйте функции сосания, глотания, жевания.

Приём № 2

Развивайте у ребенка потребность в общении со взрослыми, формируйте зрительную фиксацию и способность прослеживать движение предмета; стимулируйте слуховое внимание: акцентируйте внимание ребенка на звучании предметов, формируйте умение локализовать звук в пространстве.

Приём № 3

Активизируйте голосовые реакции. Эти занятия целесообразно проводить через 30-35 минут после пробуждения малыша:  у него создается положительный эмоциональный настрой. Разговаривайте с ним, повторяйте его имя с разной интонацией, силой голоса, громкостью, проговаривайте короткие рифмованные строки. Важно наличие позитивных мимических и интонационных средств выразительности.

Приём № 4

Установите и удерживайте зрительный контакт с ребенком. Организуйте ваше общение с помощью предметно-действенных средств. В играх используйте яркие предметы и игрушки.

Приём № 5

Стимулируйте  подражание малыша в плане двигательной активности, в использовании средств невербальной коммуникации (жесты, мимика), а затем и начальных вербальных средств (звуки,  звукокомплексы, лепетные слова, звукоподражания). Когда ребенок сам начнет активно использовать неречевые и речевые средства коммуникации – закрепляйте этот навык.

Приём № 6

Развивайте понимание речи.

Это игры  на:

  • узнавание по инструкции и показывание предметов, их действий и признаков;
  • понимание обобщающих значений слов;
  • умение дифференцированно  воспринимать вопросы: Кто? Куда? Откуда?;
  • понимание обращения к одному или нескольким лицам;
  • понимание грамматических категорий числа существительных, глаголов;
  • умение определять элементарные причинно-следственные связи.

Приём № 7

Развивайте активную подражательную речевую деятельность.

Это игры с такими заданиями, как:

  • называние родителей и близких родственников, подражание крикам  животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным инструментам;
  • использование  в речи повелительного  наклонения: «На», «Иди»;
  • преобразование глаголов  повелительного наклонения в глаголы настоящего времени ед. числа, составление  предложений по модели: «Кто что делает?» (Папа спит.) «Кто (что) делает что?» (Тата моет уши.)

Приём № 8

Развивайте память, внимание, логическое  мышление.

Сюда входят  упражнения на:

  • запоминание 2-4 предметов;
  • угадывание убранного или добавленного предмета;
  • запоминание и подбор картинок из 2-4 частей.

В результате таких простых игр малыш учится соотносить предметы и  действия с их словесным обозначением, понимать  значение слов. Активный и пассивный словарь будет состоять (в соответствии с возрастом) из названий предметов, которые ребенок часто видит, из действий, которые совершает сам или окружающие, и из некоторых состояний (холодно, тепло). У малыша появится потребность общаться с помощью элементарных 2-3-х словных предложений.

Будьте готовы, что общение ребенка с вами может проявляться в любых речезвуковых выражениях, чаще всего с неправильным произношением звуков, но их исправлением заниматься нужно уже на следующем возрастном этапе.