Что должен знать ребёнок о времени!
Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела (занятия продуктивными интеллектуальными видами деятельности, игры, прогулки или отдых), определять продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т.п. негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей школьной жизни.
Даже к 7 годам не все дети довольно точно определяют времена года, называют месяцы года или сезона, знают дни недели и ориентируются в них, а тем более определяют время по часам.
В 5 — 7 лет ребенка нужно научить:
— воспринимать временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);
— называть их основные признаки и последовательность;
— определять временные признаки словом (после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно и т.д.);
— адекватно использовать в речи временные понятия (медленно — быстро, рано — поздно, утром — днем — вечером, давно — недавно, часто — редко, вчера — сегодня — завтра; 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.)
— определять протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, ужин, гигиенические процедуры, сон и т.д.)
ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА
Побеседуйте с ребенком о том, как меняется человек с возрастом.
ВРЕМЕНА ГОДА
Какое время года изображено на каждой картинке? Расскажи, чем отличаются зима и лето, весна и осень.
МЕСЯЦЫ
Расскажите ребенку о том, как называются зимние, весенние, летние и осенние месяцы, какие изменения происходят в природе от месяца к месяцу.
ДНИ НЕДЕЛИ
Чтобы ребенку было легче запомнить последовательность дней недели можно использовать разноцветные карточки с цифрами. (ПН — красная карточка, ВТ — оранжевая, и т.д.). Далее взрослый задает ребенку различные вопросы (Перед каким днем наступает суббота? Какой день недели сегодня, а какой был вчера? Что раньше среда или четверг?)
ЧАСТИ СУТОК
Поиграйте в игру «Путаница»: взрослый произносит предложения с ошибкой, а ребенок исправляет (Ночью девочка идет в школу. Утром девочка обедала.)