Статью подготовила: Осинцева И.А., учитель-логопед
Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?
Родителей часто удивляет тот факт, что логопед просит приобрести тетрадь для выполнения домашних заданий, и просит регулярно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.
Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Зачем надо выполнять домашнее задание, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?
Давайте разберемся …
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.
Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Каково значение логопедического домашнего задания?
Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители – без их участия не достигнуть желаемых результатов.
Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, при этом идёт закрепление всего материала, пройденного на занятиях у логопеда. Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?
Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда
- Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 5–20 минут, хотя бы 1 раз в день.
- Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию — прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
- Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. (Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.)
- Ваша речь должна быть образцом для дошкольника.
- Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
- Выполняйте домашние задание в игровой форме.
- Приучайте будущего ученика бережно относиться к тетради.
Уважаемые родители! Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!