27 Дек. 2021

Готовим руку к письму

Статью подготовила: Осинцева И.А., учитель-логопед

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники, как правило, испытывают трудности с овладением навыком письма. Как считают врачи, физиологи, психологи причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук ребёнка быстро устают.

Первокласснику нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная пятёрка. Задача родителей – помочь ребёнку стать успешным в школе. Для этого надо начать заниматься с ним ещё до школы.

Уже к 6 годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить дошкольникам выполнять разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы.

Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приёмы плетения макраме. Этот вид деятельности рекомендуется для совместных занятий родителей и детей.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Можно использовать готовые крупные бусины (или бусины средних размеров), а можно изготовить самостоятельно. Концы тонкого прямоугольного листа бумаги склеиваются между собой, получается круг («бусина»). «Бусины» можно изготавливать разного размера и цвета. Такие «бусины» надеваются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. (Важно проследить за тем, чтобы ножницы были с тупыми закруглёнными концами, но при этом достаточно острыми и не заминали края бумаги.)

Очень полезны для развития пальцев рук ребёнка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты. Пусть ребёнок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Можно отметить крестиками некоторые клетки лабиринта и при попадании на них бросать игральный кубик. Выпадает «5» или «6» — ребёнок получает приз (например, наклейку), выпадает «1» — придётся вернуть одну из накопленных наклеек (встреча с разбойником). Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.

Также для занятий можно использовать контурные картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку, или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко. Некоторым детям нравится их соединять, потом раскрашивать, дорисовывать картинку. Или же родитель может самостоятельно нарисовать несколько точек, стоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и предложить ребёнку их соединить.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно, что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

Попросите ребёнка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать. Раскрасить и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребёнок нашёл в конце пути приз.

Если ребёнку неинтересно обводить картинки просто так – продемонстрируйте ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получится копия работы.

Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор для каждой её части. Пусть малыш украсит весь рисунок нужными узорами. Так, если на картинке у вас цветок – серединку можно заполнить крестиками, лепестки – точками, землю – вертикальными штрихами, небо – горизонтальными штрихами.

Терпения и успехов Вам и Вашему малышу!!!