03 Июн. 2022

Играем и развиваем грамматический строй речи

Статью подготовила: Осинцева И.А., учитель-логопед

Как известно, развитие речи в дошкольном возрасте осуществляется через игру. Предлагаю Вашему вниманию увлекательные задания, направленные на развитие грамматического строя речи дошкольников 5-6 лет. Благодаря им ребёнок в игровой форме научится правильно подбирать по смыслу приставочные глаголы, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

«Из чего сделано?»

Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». (Ваза из стекла — …, шуба из меха — …, штаны из хлопка — …, и т.д.)

«Чей хвост?»

Ребёнку предлагается назвать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «Хвост зайца. Чей это хвост? Заячий»

«Скажи наоборот»

Взрослый предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот. Мама просит его подойти – он отходит, мама просит убрать игрушки – он разбрасывает, мама просит повернуться – он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребёнка представить, что бы сделал этот мальчик, если бы мама попросила его «Встань. Покажи ладони. Открой рот. Опусти руки. Поймай мяч. Согни руки. Положи ручку. Отодвинуть стул…»

Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить называть «действия-наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, кричать, зажечь, спрашивать, обижать и пр.

«Бывает-не бывает»

Взрослый просит ребёнка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чём он скажет бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное, если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчётливо произносит сочетания слов: Кошка летает. Рыба летает. Воробей летает. Гусеница прыгает. Заяц прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плывёт. Корабль плывёт. Стол ходит. Дом ходит. Человек ходит. Лампа ходит. Рыба ходит…»

«Подбери слово»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные и точные действия (глаголы). Рыбка к камню (подплыла или отплыла?), от берега (отплыла или переплыла?), всю реку (отплыла или переплыла?). Бабочка к цветку (отлетела или подлетела?), с цветка на ветку (облетела или перелетела?), вокруг капусты (влетала или облетела?), в комнату (подлетела или влетела?). Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула?), с бревна (отпрыгнула или спрыгнула), от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула?).

Можно проводить эту игру с наглядным материалом в виде картинок или устраивая инсценировки с игрушками и предметами.

Упражнение рекомендуется выполнять до тех пор, пока ребёнок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

Перечисленные упражнения помогут развить речь Вашего ребёнка, что позволит ему выражать свои мысли правильно и более выразительно.