26 Май. 2021

Игры на развитие слухового внимания

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать, понимать речь, и, как следствие, выражать свои потребности посредством речи. Ведь для того, чтобы произнести слово правильно, его сначала надо как следует расслышать.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша этому можно и нужно учить.

Упражнения, которые будут предложены ниже, направлены на развитие слухового внимания и речевого слуха детей младшего дошкольного возраста.

Отгадай, что звучит

Возьмите 2-3 по-разному звучащих игрушки/музыкальных инструмента (барабан, дудочку, колокольчик, погремушку). Предложите ребёнку рассмотреть их, покажите ему и обратите его внимание на то, как они звучат. Затем отведите ребёнка в сторону (2-3 метра), поверните его спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и взять игрушку, которая звучала.

Игру повторяют 4-5 раз. Затем увеличивают количество звучащих игрушек/музыкальных инструментов.

Откуда доносится звук?

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади…) и звенит колокольчиком/пищит игрушкой. Ребёнок, не открывая глаза, должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышится звук и рукой показать направление. После правильного ответа ребёнок открывает глаза, а взрослый показывает ему колокольчик/игрушку.

Игру повторяют 4-5 раз. Можно поменяться ролями: пусть игру проведёт ребёнок.

О чём говорит комната?

Определение звуков в быту: звонок в дверь, шум воды, закипающий чайник….

Обращаем внимание ребёнка на эти звуки, просим показать (назвать) источник звука.

О чём говорит улица?

Определение звуков и шумов на улице, либо доносящихся с улицы через открытое окно: едет машина, идёт дождь, завывает ветер, шумят люди….

Обращаем внимание ребёнка на эти звуки, просим показать (назвать) источник звука.

Угадай, кто сказал

Предварительно ребёнка знакомят со сказкой Л.Толстого «Три медведя». Перед ребёнком раскладывают картинки с изображениями героев сказки (или игрушки). Затем взрослый произносит фразы из теста, меняя высоту голоса и подражая Мишутке, Настасье Петровне или Михайле Ивановичу. На сказанную взрослым фразу ребёнок поднимает соответствующую картинку (игрушку). Следует нарушать последовательность высказываний, чтобы исключить угадывание.

Угадай, кто кричит

Взрослый показывает ребёнку картинки с изображением 2-3 животных (кошка, собака, лошадь, корова…) или игрушки животных, обыгрывает их, подражая голосу животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придёт в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги (ширмой) и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это: берёт в руки подходящую картинку (игрушку).

Игру повторяют 5-6 раз. Затем увеличивают количество картинок животных (игрушек).

Кто внимательный?

Рядом с ребёнком раскладываются игрушки. Взрослый садится на расстоянии 2-3 метров от малыша и предупреждает, что сейчас он будет говорить очень тихо, шёпотом, поэтому надо быть очень внимательным, чтобы всё услышать. Затем взрослый даёт инструкции: «Возьми мишку», «Дай мне куклу», «Принеси мне юлу». Со временем инструкции усложняются: «Возьми мишку и посади на диван», «Дай мне куклу в синем платье», «Принеси мне юлу и пирамидку». Ребёнок должен услышать, понять и выполнить эти задания. Инструкции следует давать краткие, понятные, произносить их чётко.

Успехов вам!