27 Сен. 2021

Как способствовать развитию речи детей в раннем возрасте?

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. К речи взрослого предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, негромкой, небыстрой, четкой и немногословной. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления.

Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сенситивным периодом в усвоении речи малышом. Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком.

Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и в общем развитии.

  1. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не понимаете, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.
  2. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.
  3. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.
  4. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.
  5. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
  6. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.
  7. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.
  8. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
  9. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
  10. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.

Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и всей кисти руки являются важнейшими факторами, стимулирующими речевое развитие ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что у детей:

  1. формируются и совершенствуются
  2. двигательные умения, навыки;
  3. улучшается координация движений;
  4. совершенствуется моторика артикуляционного аппарата;
  5. пальцы становятся более ловкими,
  6. кисти рук — подвижными, гибкими;
  7. исчезает скованность движений;
  8. происходит быстрое овладение словесными упражнениями;
  9. речь развивается интенсивнее.