Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.
Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. К речи взрослого предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, негромкой, небыстрой, четкой и немногословной. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления.
Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сенситивным периодом в усвоении речи малышом. Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком.
Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и в общем развитии.
- Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не понимаете, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.
- С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.
- Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.
- Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.
- Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
- Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.
- Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.
- Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
- Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
- Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и всей кисти руки являются важнейшими факторами, стимулирующими речевое развитие ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что у детей:
- формируются и совершенствуются
- двигательные умения, навыки;
- улучшается координация движений;
- совершенствуется моторика артикуляционного аппарата;
- пальцы становятся более ловкими,
- кисти рук — подвижными, гибкими;
- исчезает скованность движений;
- происходит быстрое овладение словесными упражнениями;
- речь развивается интенсивнее.