25 Апр. 2023

Когда нужно идти к логопеду?

Развитие речи — естественный процесс, для которого нужны благоприятные условия. И, конечно, очень многое зависит от родителей. Но бывают случаи, когда одних только родительских усилий недостаточно. Ниже вы видите чек-листы по определенным возрастным категориям: ориентируясь на них, будет понятно, стоит идти с ребёнком к логопеду или можно не торопиться и подождать.

Когда нужно идти к логопеду? Чек-лист

К логопеду в 2 года:

  • если ребёнок не понимает речь взрослого;
  • если ребёнок не произносит никаких звуков;
  • если ребёнок не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова.

К логопеду в 3 года:

  • если ребёнок не строит предложения;
  • если говорит на «своём» языке;
  • если «каша» во рту;
  • если не выговаривает звуки: А, О, У, И ,Ы, Э, Б, П, М, Т, Д, Н,Г, К, Х, В, Ф.

3 года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребёнка.

К логопеду в 4 года:

  • если не выговаривает звуки С, З, Ц;
  • если пропускает или переставляет местами слоги;
  • если не знает цвета, путает названия животных, овощей, фруктов.

4 года – возраст, когда можно начинать исправлять звуки. Ребёнок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания, он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, нужны занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматический строй).

К логопеду в 5 лет:

  • если ребёнок не выговаривает звуки Ш, Ж, Ч, Щ;
  • если делает ошибки в окончаниях;
  • если не умеет пересказывать;
  • если  отвечает на вопросы одним словом.

5 лет – это возраст, когда постепенно уходит словотворчество, расширяется словарный запас, ребёнок строит развернутые предложения, почти не путает значения слов. Речь пятилетнего ребёнка становится похожа на речь взрослого.

К логопеду в 6 лет:

  • если ребёнок не выговаривает звуки Л, Р;
  • если не умеет определять первый и последний звуки в слове;
  • если не может запомнить буквы и выучить алфавит;
  • если не умеет рассказывать;
  • если не знает времена года;
  • если путает «вправо», «влево».

6 лет – это возраст, когда ребёнок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важных показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно решить в дошкольном возрасте, иначе они помешают обучению в школе.