Развитие речи — естественный процесс, для которого нужны благоприятные условия. И, конечно, очень многое зависит от родителей. Но бывают случаи, когда одних только родительских усилий недостаточно. Ниже вы видите чек-листы по определенным возрастным категориям: ориентируясь на них, будет понятно, стоит идти с ребёнком к логопеду или можно не торопиться и подождать.
Когда нужно идти к логопеду? Чек-лист
К логопеду в 2 года:
- если ребёнок не понимает речь взрослого;
- если ребёнок не произносит никаких звуков;
- если ребёнок не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова.
К логопеду в 3 года:
- если ребёнок не строит предложения;
- если говорит на «своём» языке;
- если «каша» во рту;
- если не выговаривает звуки: А, О, У, И ,Ы, Э, Б, П, М, Т, Д, Н,Г, К, Х, В, Ф.
3 года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребёнка.
К логопеду в 4 года:
- если не выговаривает звуки С, З, Ц;
- если пропускает или переставляет местами слоги;
- если не знает цвета, путает названия животных, овощей, фруктов.
4 года – возраст, когда можно начинать исправлять звуки. Ребёнок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания, он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, нужны занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматический строй).
К логопеду в 5 лет:
- если ребёнок не выговаривает звуки Ш, Ж, Ч, Щ;
- если делает ошибки в окончаниях;
- если не умеет пересказывать;
- если отвечает на вопросы одним словом.
5 лет – это возраст, когда постепенно уходит словотворчество, расширяется словарный запас, ребёнок строит развернутые предложения, почти не путает значения слов. Речь пятилетнего ребёнка становится похожа на речь взрослого.
К логопеду в 6 лет:
- если ребёнок не выговаривает звуки Л, Р;
- если не умеет определять первый и последний звуки в слове;
- если не может запомнить буквы и выучить алфавит;
- если не умеет рассказывать;
- если не знает времена года;
- если путает «вправо», «влево».
6 лет – это возраст, когда ребёнок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важных показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно решить в дошкольном возрасте, иначе они помешают обучению в школе.