20 Дек. 2018

Неврологические нормы — на чём они основаны и почему нельзя ждать, если у ребёнка в 2 года нет речи

    Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии — это конкретные этапы развития, работы мозга. 
     Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребёнок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что даже если рядом с ним будут бегать футболисты — (в плане неговорящего ребенка — говорящие дети, «отдать в сад, чтобы научили говорить») это никак глобально не скажется на его состоянии. 
     Если ребёнок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том, что «заговорил в 5 лет и стал президентом» — это только упускать время реабилитации. Речь — это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, и если у ребёнка в 2 года нет фразовой речи — значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет. Если ребёнка привели в 2-2,5, то шанс того,  что он выйдет в норму — очень высокий, а если привели в 4-5 лет — то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении. 
     Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели : «А вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо» — это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии — педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, на выходе — состоянии 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) и дисграфию, дислексию — нарушение процессов восприятия чтения и письма. Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребёнком — тем меньше у него будет проблем в будущем.

     Какие обследования необходимо пройти,  если малыш не говорит в 2 года?
     Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития — это нарушение слуха), психиатра. Пройти все назначенные врачом функциональные исследования — МРТ, ЭЭГ, УЗДГ. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций  и поможет разработать  программу, основанную на индивидуальных задачах именно Вашего ребёнка.