05 Сен. 2022

О логопедических домашних заданиях

Результативность коррекционной помощи ребёнку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речевых нарушений. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.

Логопедические домашние задания – это различные виды заданий, направленные на закрепление в домашних условиях у детей тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, а также на групповых занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.

Каково значение логопедического домашнего задания?

  1. Выполнение логопедических домашних заданий является важнейшим фактором результативности коррекционной работы. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции. Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.
  2. Логопедические домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они смогут и не добиться от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления с ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Что может входить в домашнее задание от логопеда:

  • задание на развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика);
  • задание на развитие мелкой моторики;
  • задание на развитие направленной воздушной струи;
  • задание на автоматизацию поставленного звука;
  • лексико-грамматические игры и упражнения;
  • задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

Основные правила при выполнении заданий логопеда

  1. Время занятий (10-20 минут) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка, помогает усвоению учебного материала.  При выполнении компьютерных заданий необходимо следить за временем пребывания ребёнка за компьютером: 10-15 минут, не более трёх раз в неделю.
  2. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  3. Необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребёнку при выполнении домашних заданий.
  4. При получении домашнего задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться в том, что оно Вам понятно. В случаях затруднений проконсультироваться с логопедом.
  5.  Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.
  6. Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий; Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.
  7. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  8. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи.  Однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации, родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
  9.  Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
  10. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок   испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
  11. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым   материалам.
  12. Не забывайте отмечать успехи ребёнка, хвалить его за достигнутые результаты!

Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению. УСПЕХОВ!!!