Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.
Одной из самых распространённых причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно чётко, объём их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, — когда ребёнок произносит звук Р не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует. Бывает и так, что звук вообще не произносится.
Если у малыша недостаточно развит фонематический слух (слух на речевые звуки), то в его речи могут наблюдаться замены; так, например, произнося вместо слова шуба слово суба, ребёнок не слышит разницы между этими двумя звуками. Дошкольник затрудняется в распознавании и различении звуков, различающихся тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие). Наличие в речи дошкольника замен и смешений звуков представляет опасность ещё и тем, что в дальнейшем, при обучении грамоте, может отразиться на письме и привести к появлению стойких ошибок.
Нередко причиной нарушения звукопроизношения становятся аномалии строения артикуляционного аппарата, как активных органов, которые в процессе речи двигаются, так и пассивных, которые остаются неподвижными.
Дефекты произносительной стороны речи также могут быть вызваны и нарушением слуха. Даже небольшое его снижение затрудняет слуховой контроль над речью, а вследствие тугоухости нарушения звукопроизношения могут быть самыми разными, особенно это касается свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твёрдых звуков. Поэтому во всех случаях нарушения звукопроизношения нужно обязательно проверить слух ребёнка. При необходимости обратиться к врачу — сурдологу, сделать аудиометрическое исследование слуха, пройти лечение. Иначе работа логопеда может оказаться недостаточно эффективной.
К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений. «Сюсюканье», попытки подделаться под трогательную речь малыша приводят к нарушениям, избавиться от которых оказывается не так просто. Порой малыш перенимает манеру неправильного произношения звуков от своих братьев и сестёр или кого-то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому родители должны сделать свою речь образцом и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Ведь если вы сами говорите торопливо, нечётко, да ещё и с дефектами произношения – чего же ждать от маленького человечка, который подражает вам во всём?
Опасным для освоения произносительной стороны речи может являться и билингвизм – использование для общения в семье двух, а то и более языков. Нормы произношения в разных языках могут быть различны, что затрудняет процесс овладения звукопроизношением и создаёт предпосылки для возникновения нарушений, смешений, ошибок.
Обязательно обращайте внимание на то, как говорит ваш ребёнок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.