25 Окт. 2021

Помогите малышу заговорить

Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений.

Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Способность к различению и обобщению в этот период постоянно совершенствуется. Независимо от цвета, формы величины дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. На третьем году формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный взрослым. (Чашка — это посуда. Из чашки пьют.)

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

  • Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление «детского» языка навредит формированию «нормального» языка ребёнка.
  • Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это — залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
  • Снисходительно относитесь к ошибкам детей, когда они заговорят.
  • Ошибки — это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут его замедлить.
  • Развивайте умение ребёнка слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать. Учите слушать окружающие звуки и различать их: «Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики». Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит.
  • Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магическое слово: «Дай», как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребёнка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
  • Учите с малышом стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
  • Учите детей строить связные рассказы о том, что их окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте  вопросы: кто это? (собачка), какая собачка? (белая, пушистая, смешная), что она делает ?(грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у неё есть косточка и она грызет её. Через некоторое время ваш ребёнок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.
  • Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
  • Осваивая язык, ребёнок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность.

У него постепенно формируется так называемый язык «для себя». Однажды вы заметите, что ребёнок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать. Спрашивайте каждый раз: «Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?» Такие рассказы помогут детям быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

Общение со взрослым является для малыша важным фактором в ранние периоды развития речи. Необходимо встать на его позицию, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ребёнком. Кроме этого важно поощрять любое проявление активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить .Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.