26 Апр. 2019

Правила общения с ребёнком

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

Правила общения с ребёнком

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:

1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.

2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка — образец для речи детей. Недопустимо «подлаживание» под детскую речь, «сюсюканье».

3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.

4. Общаясь с детьми, не спешите, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.

5. Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

6. Постарайтесь критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.

7. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно — «да», «нет».

8. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а не дне останется грязная вода. Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках. Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как тепло или холодно, морозно. Солнечный день или пасмурный. Идет снег или нет (снегопад). Если дует ветер (вьюжно). Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

9. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 — 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи играет правильное воспитание в семье.

Памятка для родителей

Занятия по развитию мышц речевого аппарата с ребёнком проводятся сидя перед зеркалом.

Движения при артикуляционной гимнастике выполняются неторопливо, ритмично, четко. Не следует предлагать ребёнку сразу много упражнений. Достаточно 3 – 4 упражнения. Продолжительность артикуляционной гимнастики 3 – 5 минут (каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз).

Проводить артикуляционную гимнастику желательно ежедневно 2 раза в день. Старайтесь не заниматься сразу после еды.

Используйте в домашних занятиях картинки, игрушки. Проводите артикуляционную гимнастику эмоционально в игровой форме.

Поощряйте малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при неудачах.

Будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку. Он должен чувствовать, что занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время. Если у ребёнка вообще нет интереса к занятиям, чтению и любым развивающим упражнениям – это должно вас насторожить – это могут быть симптомы несформированности эмоционально-волевой сферы, со стойкими проявлениями которых должен работать психолог.

Помните: научиться правильно произносить тот или иной звук – часто очень сложная и трудоемкая для ребенка работа. Не требуйте, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребенок должен многократно, в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в обиходной речи и становится привычным.

Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и Вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.

Успехов Вам!