02 Сен. 2019

Протестируйте своего ребёнка

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

                                            
Уважаемые взрослые!

Неправильное произношение
приносит много огорчений и дошкольникам, и детям более  старшего возраста. Окружающие не понимают,
что говорит ребенок, возникают трудности в общении. Более того, недостатки
устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как четкое произношение
звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две
полярные точки зрения в отношении неправильного произношения детей. Одни
родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не
всегда улавливают

 на слух дефекты речи или полагают, что с
возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от малыша
правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая
замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную
реакцию со стороны ребёнка и даже послужить толчком для появления заикания.
Следует знать, что «согласно законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3
года имеет право произносить неправильно!

1. Сначала ребёнок осваивает
произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа  П, Б, М, Н, Т, Д…).

2.По мере развития речевого
слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему
становятся доступны все остальные звуки.

3. Позже появляются и тяжелее
всего даются свистящие (С, Сь, З, Зь. Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные звуки
(Р, Рь, Л, Ль).

 В норме усвоение всех звуков русского языка
заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш
говорит ука.

2. Замена звука. Ребёнок может заменять Ц на Ть (типлёнок),
Ш на С, Р на Л, С на Сь, Ль на Й и т.д.

3. Искажение звука. Оно может проявляться, например:

  • в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);
  • в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлюпающий» звук);
  • в горловом произнесении звука Р (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения 1-го и 2-го видов
(отсутствие звука и его замена) у детей 3-4-х-летнего возраста можно
рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии и
полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти нарушения
отмечаются у детей старше 5-ти лет, необходимо срочно обратиться за
консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения 3-го
вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом
случае важно как можно раньше получить консультацию  специалиста. Ведь упражнения для губ и языка
вполне доступны детям 3-4-х лет.

Основные причины, вызывающие нарушения
звукопроизношения
имешающие детям самостоятельно освоить
произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физиологического
слуха и интеллекта):

  • плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
  • недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
  • дефекты в строении речевых органов (неправильный  прикус,  высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т.д.);
  • отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь взрослых, «сюсюканье) и т.д.).

Обязательно обратитесь к
логопеду, чтобы вывить причины, препятствующие формированию нормального
звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого
предложите малышу выполнить несколько движений.

1. Высунуть язык и положить
его на нижнюю губу.

Вас должно насторожить, если:

  • ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный и подёргивается;
  • кончик языка дрожит и загибается к нижней или к верхней губам;
  • язык отклоняется в ту или иную сторону;
  • отмечается повышенное слюноотделение.

2. Широко открыть рот и
тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Должно насторожить, если:

  • язык передвигается всей массой, он излишне напряжён;
  • при движениях усиливается слюноотделение.

3. Открыть рот и поднять
язычок к верхней губе.

Следует насторожиться, если:

  • ребёнок поднимает язык при помощи нижней губы;
  • не может вообще его поднять.

Если у вашего малыша
выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только
логопеда, но и врача невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся
специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.