02 Сен. 2019

Протестируйте своего ребёнка

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

                                             Уважаемые взрослые!

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям более  старшего возраста. Окружающие не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности в общении. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного произношения детей. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают

 на слух дефекты речи или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от малыша правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны ребёнка и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что «согласно законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа  П, Б, М, Н, Т, Д…).

2.По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

3. Позже появляются и тяжелее всего даются свистящие (С, Сь, З, Зь. Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные звуки (Р, Рь, Л, Ль).

 В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука.

2. Замена звука. Ребёнок может заменять Ц на Ть (типлёнок), Ш на С, Р на Л, С на Сь, Ль на Й и т.д.

3. Искажение звука. Оно может проявляться, например:

  • в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);
  • в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлюпающий» звук);
  • в горловом произнесении звука Р (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения 1-го и 2-го видов (отсутствие звука и его замена) у детей 3-4-х-летнего возраста можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5-ти лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения 3-го вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае важно как можно раньше получить консультацию  специалиста. Ведь упражнения для губ и языка вполне доступны детям 3-4-х лет.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения имешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физиологического слуха и интеллекта):

  • плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
  • недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
  • дефекты в строении речевых органов (неправильный  прикус,  высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т.д.);
  • отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь взрослых, «сюсюканье) и т.д.).

Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы вывить причины, препятствующие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений.

1. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу.

Вас должно насторожить, если:

  • ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный и подёргивается;
  • кончик языка дрожит и загибается к нижней или к верхней губам;
  • язык отклоняется в ту или иную сторону;
  • отмечается повышенное слюноотделение.

2. Широко открыть рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Должно насторожить, если:

  • язык передвигается всей массой, он излишне напряжён;
  • при движениях усиливается слюноотделение.

3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе.

Следует насторожиться, если:

  • ребёнок поднимает язык при помощи нижней губы;
  • не может вообще его поднять.

Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.