Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребёнком.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления малыша, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребёнка и взрослого. Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга!
Поиграем в игры, которые расширяют словарный запас дошкольника, учат его думать, размышлять и запоминать.
Игра «Что бывает…?»
Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а ещё мягким может быть…» и подождите, пока ребёнок придумает свой вариант. Или так: «Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твёрдое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?»
Игра «Что будет, если…»
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдёт снег?» Вопросы могут разными – как житейскими, так и «фантазийными», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Игра «Кто кем был или что чем было?»
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
Игра «Закончи предложение»
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… ( заболела) Я не хочу спать, потому что… (ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода) Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись от собаки).
Игра «Бывает – не бывает»
Предложите ребёнку определить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». · Чашка жарится на сковороде. · Медведь спит в берлоге. · Человек выше собаки. · Воробей – это не птица и т.п. Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому дошкольнику для успешного обучения.
Игра «Отгадай, что я вижу»
Предложите ребёнку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками: · Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом). · Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей). · Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).
Игра «Добавь словечко»
Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите ребёнка подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.
Ом-ом-ом — вот стоит высокий…(дом). Ома-ома-ома — мы сегодня… (дома). Ому-ому-ому — мы идем к …(дому).
Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы: Ва-ва-ва — на столе растет… (трава). Ву-ву-ву — съели волки всю…(траву). Вы-вы-вы — суп сварили из…(травы).
Игра «В магазине»
Вместе с ребёнком вы оказались в магазине, выбираете продукты и говорите: · «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Дошкольнику предлагается перечислить предметы. · «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Маслёнка» — подсказывает ребёнок. · «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты» — говорит сын или дочка.
Игра «Сравни»
В магазине предложите сравнить две чашки (по цвету, объёму, материалу). На улице — две машины, два дома, два дерева. «Что нравится больше? Почему? Объясни.»
Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — иметь для этого желание.