25 Ноя. 2014

Рекомендации родителям, имеющих детей 2-3 летнего возраста

Рекомендации родителям, имеющих детей 2-3 летнего возраста.

    Целью предложенного дидактического материала является  привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению  речевого дефекта у ребенка.

   Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что используя предложенный материал дома, они имеют возможность закрепить с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки в свободном речевом общении — во время игр,  прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок и т.д., то есть в  повседневной жизни.

   Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит  и дальнейшему полноценному школьному обучению.

 Тема: Имена детей

 Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок запомнил своё имя, фамилию. Выучите с ним имена членов семьи. Каждый день спрашивайте о том,  как зовут детей в группе, с кем он играл, с кем сидит за столом. Дома, во время игры, придумайте имена куклам. Если ребенок не может повторить за вами, то пусть чаще слушает, как вы называете детей, членов семьи, воспитателей, логопеда по имени-отчеству.

 Тема: Игрушки

 Уточните знания детей об игрушках. Учите на картинках узнавать изображения знакомых игрушек, называть их словами. Поиграйте с ребёнком в мячик. Сравните мячи по цвету и размеру. Постройте две башни: одну красную, а другую — синюю. Первую строит  взрослый, вторую — ребёнок по заданному образцу. Возьмите кубики разного цвета. Сложите кубики  красного цвета в красную коробку, желтого — в желтую и т.д. Учите ребёнка играть с куклой. Пусть он её кормит,  укладывает спать, одевает. Прочитайте детям стихотворение «Игрушки» А. Барто.

 Тема: Осенний праздник

  Расскажите детям о том, как к празднику украшают шарами, цветами, флажками улицы, помещения. Купите своему ребёнку  надувной шарик, флажок. Расскажите о форме, цвете, величине шарика. Поиграйте вместе с детьми шариком.

 Тема: Курица с  цыплятами. Петушок с семьёй

  Если есть возможность, то покажите своему ребёнку живых  петушка, курочку, цыплят; понаблюдайте вместе с ним, как курочка кудахчет, клюёт зёрнышки, машет крылышками. Рассмотрите вместе с детьми  картинки, игрушки, изображающие петушка с семьёй. Уточните детские представления о внешнем виде птиц, повадках, названиях частей тела.

  Уточните понятия: большой- маленький, один-много.

  Учите детей слушать сказки.

  Прочитайте детям сказки «Курочка Ряба», К. Чуковский «Цыпленок», стихотворение Т. Волгиной «Вышла курочка гулять».

Тема: Утка с утятами

 Расскажите детям об утке с утятами. Понаблюдайте вместе с детьми за тем,  как ведут себя утки около водоёма, как они ныряют, плавают.

  Уточните детские представления о повадках утки,  о её внешнем виде, частях тела. Закрепите понятия: птичий двор, большой – маленький, высоко – низко, тихо – громко.

   Прочитайте детям: Б. Житков “Храбрый утёнок”,  В. Сутеев  “Цыплёнок и утёнок”,

Тема: Кошка с котятами

 Покажите ребёнку живую кошку, придумайте ей кличку. Уточните названия частей тела. Расскажите детям о повадках кошки, о том, чем она питается.

  Разучите дома с детьми:

  Как у нашего кота

        Шубка очень хороша!

 Как у котика усы

       Удивительной красы!

                    Зубки белые, глазки смелые!

Тема: Собака со щенятами

 Покажите своему ребёнку живую собаку, понаблюдайте вместе с ним за тем, как собака лает, ест, бегает.

  Уточните знания ребёнка о повадках, окраске, величине тела собаки. Придумайте кличку собаке.

  Хорошо, если дети увидят детёнышей собаки – щенят.

  Загадайте загадки про собаку и других домашних животных.

 Тема: Зима

  Уточните с детьми свойства снега и льда ( снег холодный, белый, тает в руке. В тепле превращается в воду; лёд крепкий, прозрачный, тает в тепле),

  Во время прогулки слепите с детьми снеговика, поиграйте в снежки, покатайте детей на санках, на лыжах.

  Загадайте детям загадки о зиме, прочитайте стихи, сказки об этом времени года.

 Тема: Одежда

   Уточните с детьми названия предметов одежды для мальчиков и девочек.    Познакомьте с деталями одежды (карман, оборка, рукав, манжеты, воротник и т.д.).

  Научите ваших детей одевать и раздевать куклу, аккуратно складывать одежду в определенной последовательности. Посетите с детьми магазин “Одежда”. Расскажите детям, как нужно ухаживать за одеждой. Пусть ребёнок поможет маме стирать бельё.

 Тема: Праздник ёлки

 Расскажите детям о том, что ёлка – это дерево. У неё есть ствол, ветки, хвоя. При рассматривании натуральной ёлки или еловой ветки обратите внимание детей на признаки ёлки. Дайте потрогать ёлку руками, напоминая при этом, что это настоящая ёлка, она растёт в лесу, там много ёлок, а эту привезли на праздник. Дайте понюхать детям растёртые в руках хвоинки.

  Полюбуйтесь вместе с детьми ёлкой, украшенной игрушками.

  Выучите с детьми песенку “В лесу родилась ёлочка”.

 Тема: Птицы  зимой

 Расскажите детям о зимующих птицах. Понаблюдайте вместе с ними за тем, как ведут себя на улице воробьи, синицы, вороны, голуби, галки. Покормите на улице птиц. Послушайте, как они чирикают, каркают, воркуют, стрекочут.

  Сделайте вместе с детьми кормушку и регулярно подкармливайте птиц.

  Прочитайте детям: З. Александрова “Новая столовая”, В. Бианки “Две вороны”.

 Тема: Заяц

 Расскажите детям о характерных признаках зайца, о том, чем  питается зайка зимой и летом. Рассмотрите с детьми картинки, на которых изображен заяц. При рассматривании картин больше внимания уделите внешнему виду зайца (у зайца длинные уши и короткий хвост, зимой заяц белый, а летом серый), Расскажите, чем  питается заяц: грызёт кору, ест морковку, капусту.

  Прочитайте детям: А. Барто “Зайка”, В. Хорол “Зайчишка”, Е. Чарушин “Что за зверь?”; сказку “Заяц – хваста”.

Тема: Лиса с лисятами

Рассмотрите с детьми игрушечную лису. Расскажите детям о внешних признаках лисы (острые уши, вытянутая мордочка,  длинный пушистый хвост).

Обратите внимание на то, как можно ласково называть лису (лисонька, лисичка, лисичка – сестричка).

  Прочитайте детям сказки : “Колобок”, “Лиса и волк”, “Кот, лиса и петух”.

 Тема: Медвежья семья

  Нужно познакомить детей с внешними признаками медведя. Расскажите детям о том, что обозначают слова : неуклюжий, косолапый, ходит-переваливается.

Дома поиграйте с детьми с игрушечным медведем: покормите его, положите спать. Расскажите, где живёт настоящий медведь, чем питается.

  Прочитайте детям: сказки “Три медведя”, “Теремок”, “Колобок”; стихотворение А. Барто “Уронили мишку на пол”.

 Тема: Ёжик

 Расскажите детям о внешних признаках ёжика, о его повадках. Покажите на картинке и назовите части тела ёжика: спину, животик, лапки, мордочку. Учите детей отгадывать загадки про ёжика.

  • Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
  • Иголки лежали и вдруг побежали.
  • В клубок свернётся, в руки не даётся. Прочитайте потешку:
  • Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка -тоже.

 Тема: Чайная посуда

 Познакомьте детей с названием предметов чайной посуды, их формой, цветом, назначением. Пусть дети помогут вам накрыть стол к чаю. Обратите  их внимание на материал, из которого сделана посуда. После чая вымойте посуду с вашим ребёнком.

   Прочитайте стихотворение К. Чуковского «Федорино горе».

 Тема: Машины

 Познакомьте детей с внешним видом и назначением грузовых и легковых автомобилей. Уточните названия частей машин, их окраску, форму. Расскажите детям о том, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые – людей. Учите детей вслушиваться в речь взрослых и соотносить понятия и действия : быстро – медленно, тяжёлый – лёгкий, около стола, около стула,  нагрузил – сгрузил.  Прочитайте детям стихотворение А. Барто “Грузовик”.

Тема: Дома

  Расскажите детям о доме, покажите все его части и назовите их    (стена, крыльцо, крыша, окно, дверь, и т.д.). Побуждайте детей использовать названия частей дома в речи. Покажите многоэтажный и одноэтажный дома.  Сравните их по высоте ( высокий-низкий ). Постройте со своими детьми домики  из кубиков, палочек, спичек. Сравните дома по цвету и  высоте. Прочитайте детям сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».

Тема: Корова с телёнком

  Расскажите детям о признаках коровы, о том, чем она питается, где живёт. Уточните названия частей тела коровы (рога, копыта, хвост).

  Учите использовать в речи слова в ласкательно-уменьшительной форме: корова – коровушка, голова – головушка, трава – травушка и др.

  Прочитайте детям стихотворение А. Барто “Идёт бычок, качается …”,  потешки “Уж как я свою коровушку люблю…”, “Рано – рано поутру…”

 Тема: Весна. Кораблик

  Расскажите детям о весне. Понаблюдайте вместе с ними за характерными признаками весны: тает снег, бегут ручьи, по реке плывёт лёд,  появляются проталины, звенит капель, набухают почки на  ветках деревьев.

  Сделайте с детьми лодочки и пустите их в ручеек.

  Прочитайте детям стихотворения А. Барто “Солнышко”, “Кораблик”, рассказ Л. Толстого “Пришла весна”.

 Тема: Одежда весной

 На прогулке понаблюдайте с детьми за весенними изменениями  в природе (солнце светит ярче, на улице стало теплее, снег тает, бегут ручьи, люди надели более лёгкую одежду). Помогите ребёнку запомнить названия предметов одежды: куртка, шапка, шарф, брюки. Учите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, застёгивать и расстёгивать пуговицы, постоянно комментируя его действия.

 Тема: Лошадь с жеребёнком

 Желательно дома иметь игрушечную лошадку. Покажите детям, где у лошадки грива, хвост, морда, копыта. Расскажите о живой лошадке, о том, что она живёт в конюшне. Хозяин заботится о ней: кормит сеном, овсом, поит свежей водой. Покажите  детям на картинке жеребёнка. Сравните по величине части тела лошади и жеребёнка.

  Прочитайте детям стихотворения: А. Барто “Лошадка”, М. Клокова “Мой конь”.

 Тема: Овощи

 Познакомьте детей с названиями овощей   (картофель, свёкла, морковь, капуста, лук, чеснок и др.). Уточните с детьми цвет, форму, вкусовые качества этих овощей  (помидор красный, круглый; репка желтая, сладкая, круглая). Расскажите детям о том, где и как выращивают овощи. Сходите вместе на базар, в овощной магазин. Пусть дети увидят, какие можно купить овощи. Расскажите, что можно приготовить из овощей.

   Прочитайте детям русскую народную сказку “Репка”, потешки об овощах: “Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик: там мышка живет, тебе хвостик отгрызёт” и др.

 Тема: Волк

 Познакомьте детей с внешним видом волка. Расскажите о повадках волка, условиях жизни. Уточните названия частей тела, название детенышей. Уточните понятия: пасть, хищник, зубастый, сердитый, голодный, логово, волчата.

 Тема: Фрукты

 Уточните с детьми названия фруктов, их цвет, форму, вкусовые качества. Учите сравнивать фрукты по вкусу и величине: лимон кислый, а груша сладкая; апельсин большой, а мандарин маленький.

  Расскажите детям о том, что из фруктов делают сок (из яблока- яблочный, из апельсина – апельсиновый и т.д.). Сходите с детьми на базар, в магазин. Пусть дети понаблюдают за работой продавца.

  Прочитайте детям стихотворение В. Сутеева “Яблоко”.

Тема: Коза с козлятами

  Расскажите детям о внешних признаках козы, уточните с ними названия частей тела этого животного. Познакомьте с новыми словами: рога, копыта, бодаться, козлёнок. Учите детей использовать в речи уменьшительноласкательную форму слов: коза- козочка, хвост-хвостик, голова- головушка, рога-рожки. Уточните с детьми понятия: одна коза – много коз, один козлёнок – много козлят.

  Прочитайте детям русскую народную сказку “Волк и семеро козлят”, потешки: “Скок-скок, козочка”, “Идёт коза рогатая”, “Коза- дереза”.

Тема: Цветы

  Покажите детям первые весенние цветы: подснежники, одуванчики, нарциссы, тюльпаны и др. Сравните цветы по величине, цвету. Пусть дети вместе с вами составят букет, сплетут венок. Покажите и назовите части цветка (листья, стебель, лепестки, корень). Прочитайте детям стихотворение Е.Благининой «Одуванчик», В. Берестова «Весёлое лето».

Тема: Насекомые

  Покажите детям живых насекомых: бабочку,  жука, стрекозу, муху, муравья . Расскажите о том, где они живут, чем питаются. Сходите с ним в лес и покажите муравейник. Понаблюдайте, как порхают бабочки, летают стрекозы, ползают муравьи. Послушайте, как жужжит жук и звенит комар.

   Прочитайте детям сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха».