Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями- и зачастую оказывается, что ребенок с трудом подбирает слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении ребенком в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное — правильно подобрать проверочное слово. Это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и смыслового родства с другими.
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.
Предложите ребенку игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
Игра «По дороге домой»
Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Упражнение «Что я загадал?»
Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт из него можно сделать сок».
Упражнение «Загадай — мы отгадаем».
Составление детьми загадок-описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголки у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.
Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, профессии, посуды. Полезно знакомить с происхождением некоторых слов (Почему цветок – подснежник, а гриб — подберезовик).
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).
Упражнение «Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребенок противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, война — мир и т.д.
Упражнение «Продолжи цепочку»
Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища-еда-корм-продукты; жилище-дом-квартира-здание; идти-шагать-топать-шлепать; веселый-озорной-смешной и т.д.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значения (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).
Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные и теплые отношения. Успехов!!!