23 Мар. 2015

Музыкально-дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста

       Консультация для родителей музыкального руководителя Гореловой С.В.

 Хотите, чтобы ваш ребенок полюбил музыку, научился ее ценить и понимать — проявите фантазию! Займитесь совместным творчеством и смастерите музыкально-дидактические игры. Это не займет много времени и не потребует больших материальных затрат, зато привлечет внимание детей, вызовет желание петь и слушать музыку.

Музыкально-дидактические игры доступны детскому пониманию и являются важным средством развития. Дети всегда живо интересуются такими играми и желают в них участвовать. Ненавязчиво, в доступной форме им прививается любовь к музыке, создаются предпосылки к ознакомлению с музыкальной грамотой.

Хорошо когда музыкально-дидактических игр несколько (на развитие слуха, ритма, музыкального творчества, различение высоты и длительности звуков, ладового слуха) и они красочно оформлены. При выкладывании простейших попевок («Петушок», «Ладушки», «Скок-скок, молодой дроздок» и др.) дети знакомятся с длинными и короткими звуками, с движением мелодии вверх и вниз. Маме желательно заранее (с помощью музыкального руководителя) разучить попевку, чтобы ребенок, не отвлекаясь на разучивание, сразу мог участвовать в игре.

                                                  ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей Михайло Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки (из картона)

Раздаточный материал: карточки с изображением 3-х медведей, кружочки.  

                                                        Ход игры

Взрослый рассказывает:

… В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула.

А в это время медведи вернулись домой.

  • Вспомни, как их звали?
  • Послушай, кто вошел в избушку первым?

 Выстукивает ритмический  рисунок. Если в доме есть озвученный предмет, можно воспользоваться им.

 Взрослый (выводит фигуру)

          — Как медведь идет?

          —  Правильно, медленно и тяжело.

          —  Пожалуйста, отхлопай ладошками, как он идет.

          — …

          — Теперь найди, куда положить фишку.

Ребен                                    Ребенок кладет кружочек на соответствующее изображение.     

                                             Игра продолжается.

                                КОШКА МУРКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ                

              Дидактическая игра для развития внимания, слуха, музыкальное творчество

 Демонстрационный материал: музыкальные игрушки (дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, барабан, металлофон и др.), кошка (мягкая игрушка), коробка.

                                                    Ход игры

Взрослый приносит коробку (перевязанную лентой), достает оттуда кошку Мурку, сообщив ребенку о том, что она пришла к нему в гости. А в подарок кошка принесла музыкальные игрушки, которые отдаст ребенку, если он узнает их по звучанию.

Взрослый незаметно от ребенка (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Если ребенок узнает их, Мурка отдает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке, стучит палочками на барабане, металлофоне и др.).

                                                      НА ЛОШАДКЕ ЕХАЛИ

В игре развивается слуховое внимание, голосовой аппарат

Две первые строчки текста исполняет взрослый. Ребенку нужно вступить вовремя и пропеть звукоподражание, добавив какое-либо имитационное движение.

Поет взрослый:                     На лошадке ехали,

                                                 До угла доехали

Поет ребенок:                        Гоп-гоп-гоп!

                                                 Гоп-гоп-гоп!

Поет взрослый:                     На машине ехали,

                                                 До реки доехали.

Поет ребенок:                        Би-би-би!

                                                 Би-би-би!

Поет взрослый:                     Пароходом ехали,

                                                 До горы доехали.

Поет ребенок:                        У-у-у!

                                                 У-у-у!

                                                         ГРОМКО – ТИХО ЗАПОЕМ                                                                                                                  

                Дидактическая игра для определения понятия «сила звука»

Игровой материал: игрушка любая

                                                Ход игры

В игре могут принимать участие несколько человек: родные малыша, его друзья. Считалкой выбирается водящий, который затем выходит из комнаты. Оставшиеся участники игры договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего – найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все участники или один из игроков (взрослый). Необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка и, наоборот, ослабевает по мере удаления от нее.

Надеюсь, что предложенные игры расширят ваш кругозор, помогут в творческом развитии детей и приобщат вас к прекрасному миру музыки.