О гендерном воспитании дошкольников

В современном мире изменились роли мужчин и женщин. Чаще в семье главой является мама – имеет хорошее образование, занимает высокую должность, больше зарабатывает, водит машину, содержит семью, сама принимает важные решения. Некоторых мужчин это устраивает, из «№добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по содержанию семьи они перекладывают на женские плечи.

Копируя поведение взрослых, меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными, а мальчики перенимают женский тип поведения. Часто девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно решать конфликтные ситуации.

Мальчики же, наоборот, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости  и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики не проявляют желанию прийти на помощь девочкам, когда бывает нужна физическая сила, а девочки не хотят помогать мальчикам там, где нужны тщательность и аккуратность.

В период дошкольного детства родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему природой, если хотят воспитать успешных мужчин и женщин.

Рекомендации родителям девочек

  • С девочками надо вместе, до начала работы разобрать принцип поэтапного выполнения задания. Вместе с тем, их надо постепенно подталкивать к поиску собственных решений.
  • Независимо от возраста, девочкам требуется больше внимания и чуткости. Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она она могла доверять окружающим. Когда ей плохо, она должна знать, что родители всегда готовы окружить ее заботой.
  • Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми, некрасивыми и отказываются от поддержки окружающих.
  • Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможность обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способности дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочки испытывают потребность в любви за то, какие они есть.
  • Чтобы девочка в дальнейшем стала счастлива в браке, ей необходимы теплые и близкие отношения с матерью и отцом, а родителям нужно подчеркивать личные нежные и заботливые отношения, чтобы у девочки сложились правильные впечатления о счастливой семейной жизни.
  • Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворенность её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите резко высказывать свое отношение к ней, — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять причину вашего недовольства.
  • У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты». Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы постоянными и желанными.
  • Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  • Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты ведения своего хозяйства.

Рекомендации родителям мальчика

  • Старайтесь, давая задания мальчику, включать в них  момент поиска, требующий сообразительности. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам нашел решение, пусть даже не стразу, наделав ошибок. Нужно не только рассказывать, но и показывать, — это важно для мальчиков. Не требуйте от них особенной аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше одобрения и похвалы, чтобы мотивировать его к дальнейшей деятельности.
  • Чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия неоходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей. Если мальчику удается доставить им радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает забояться об окружающих. Поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
  • Папам в общении с сыном следует сдерживать резкие эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать, не повышая тона, спокойно).
  • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, поскольку они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слушать и слышать. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Мальчикам нужно не запрещать, а разрешать  что-то дополнительное за хороший поступок.
  • Позвольте мальчикам проявлять свои эмоции – быть ласковым, нежным, трепетным (разрешать быть естественным).
  • Мамам мальчиков нужно больше доверять интуиции пап: они лучше знают, как нужно воспитывать мужчину.
  • Мальчикам нужно организовать точное соблюдение режима и дисциплины: это формирует их ответственность.
  • Обязательно поощрять стремление делать в доме посильную мужскую работу и помогать всем членам семьи.
  • Обязательно должен быть физические, тесный контакт – для повышения самооценки мальчика.
  • Мальчика нужно воспитывать не только как сына, но и как будущего мужа, отца, защитника, опору и т.п.
  • Мама – заботится, а папа – формирует мужчину.

Пожелания родителям

Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неумение что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Но пройдет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь намного больше вас.

Статья подготовлена по материалам пособия  Н.А. Баранниковой «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»