Описание образовательных программ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 119 – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей.

Предметом деятельности ДОУ является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой и др.

 Программа включает все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое,  содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), способствует становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). 

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного дет­ства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравствен­ного, волевого, социально-личностного.

Дополнительные общеразвивающие программы:

«Развитие речи детей 3-5 лет» О.С. Ушаковой.

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с программой О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-5 лет» по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.    Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.  Программа поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению.      Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.

Цель программы: речевое развитие детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Расширение и обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  •  Воспитание любви к родному языку.

«Развитие речи детей 5-7 лет» О.С. Ушаковой.

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с программой О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет» по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.    Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.  Программа поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению.      Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.

Цель программы: речевое развитие детей дошкольного возраста

Задачи:

  •  Воспитание звуковой культуры речи.
  • Расширение и обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Воспитание любви к родному языку.

«Приобщение детей к русской народной культуре» О.Л.Князевой и др.

 Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.

Цель: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

«Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста по формированию эстетического отношения и художественно-творческого развития в изобразительной деятельности. Представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Цель: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности.

«Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазыриной.

 Программа направлена на физическое развитие и оздоровление дошкольников.

Цель: оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического вос­питания, учитывая индивидуальные возможности развития ре­бенка во все периоды дошкольного детства.

«Камертон» Э.П.Костиной.

В программе представлено содержание музыкального воспитания, обучения и развития детей с первого по седьмой год жизни. Она разработана на основе лучших традиций отечественной школы музыкального воспитания, а также с учетом инновационных нестандартных подходов к музыкальному образованию детей.

Цель: разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

«Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально — потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Программа состоит из трёх основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».

Цели программы определяются требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

«Ритмическая мозайка» А.И. Буренина

Имеет художественно- эстетическую направленность. Программа нацелена на получение определенных навыков, знаний, умений, расширение кругозора, развитие общего интеллекта. Занятия прививают любовь к музыке, формируют трудолюбие, чувство коллективизма, взаимопомощи, активизируют внимание.

Цель программы: формирование творческих способностей, способностей к самовыражению и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи:

Развивающие: Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха.

Обучающие:

  • научить свободно и естественно выражать себя посредством движения и музыки.
  • научить ритмично двигаться с предметами, в соответствии с различным характером музыки, динамики.
  • научить приёмам исполнительского мастерства.
  • научить правильно использовать термины.
  • развивать координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, гибкость и выносливость.

Воспитательные: развитие  художественных  способностей воспитанников, привить  им  любовь  к танцам, воспитание любви  к  музыке.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа

 Эти задачи осуществимы, если при работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы:

  •  Систематичность.
  •  Постепенность.
  • Последовательность.
  • Повторность.

«Мы» Н.Н. Кондратьева

Программа «Мы» включает в себя два направления: природное окружение и экологическое воспитание. Отличие заключается в том, что раздел экологического воспитания программы «Детство»  дополнен; изучая природу, дети погружаются в экологические проблемы своего региона, учатся на практике находить пути их решения. Такое построение рабочей программы расширяет базовые знания дошкольного образования.

Цель программы: развитие личностно-значимого отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

      Задачи:

  • Развивать положительный опыт эмоционально-чувственного восприятия природы.
  • Формировать представления о животных и растениях как живых организмах.
  •  Развивать ценностное ориентирование в окружающем мире.
  • Развивать знания экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимоотношениях с природой.
  • Воспитывать эстетическое видение окружающего мира.