Профилактика плоскостопия

ПРОФИЛАКТИКА   ПЛОСКОСТОПИЯ

Автор: инструктор по физической культуре Никулина Оксана Вячеславовна

Причины плоскостопия и пути его профилактики

       Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия  у детей – одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка.

Плоскостопием страдают от 40% до 60% населения земного шара. Плоскостопие – это вовсе не плоская стопа, а статическая деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, повышается утомляемость, боли при ходьбе и стоянии, нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.  

    Основные причины плоскостопия:

— слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свод.

— тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, с толстой подошвой, т.к. они лишают стопу ее естественной гибкости.

В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна, но в дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинить много неприятностей. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение. Даже если болезнь запущена, в любом возрасте можно сделать, что-то полезное для стопы.

Профилактика плоскостопия:

— укрепление мышц, сохраняющих свод;

— ношение рациональной обуви;

— ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главное средство профилактики плоскостопия.

— специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени;

— бег;

— ходьба на носках и наружных сводах стопы.

ВОДНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Для детей полезно перед сном сделать ванну для ног.

— возьмите два тазика с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Так попеременно 2-3 раза.

— в воду можно добавить морской соли, питьевой соды, настой ромашки, дубовой коры.

— массаж стопы, «вылепливая» своды стопы и как бы собирая стопу в «кулачок».

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ

  1. И.П. – ноги врозь, носки повернуты внутрь. Выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
  2. несколько минут походить на носках.
  3. Столько же походить на пятках.
  4. Немного походить с поджатыми пальцами ног.
  5. Походить с поднятыми пальцами ног.
  6. Несколько раз в день по 10-15 мин ходить на наружном крае стопы, как «мишка косолапый».
  7. Несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет.
  8. Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.
  9. С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, — поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемый песок.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ  4-5 лет

  1. «Курочка собирает червячков и бросает их цыплятам». Сидя на скамеечке, пальчиками ног поднять палочку, лежащую на полу, и отбросить ее как можно дальше.
  2. «Мишка на роликовых коньках». Катать бруски ногой с сильным нажимом и прокатывать их от носка к пятке.
  3. « Обезьянки берут орешки» Захват малого мяча ступнями ног.
  4. «Обезьянки читают газету». Пальчиками ног рвать газету на части.
  5. «Обезьянки – художники». Толстым фломастером, зажатым между стопами или пальцами, нарисовать на листе бумаге, лежащем на полу, желаемый рисунок.
  6. «Обезьянки – музыканты». Поднять пальцами ног погремушку и погреметь, зажать пальцами ног веревочку, на которой висит колокольчик, и позвонить.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет

  1. И.п. – лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой. Подошвенной поверхностью стопы обхватить голень, пальцы согнуть.
  2. И.п. – лежа на животе, руки в пол, ноги вместе. Носки оттянуты и повернуты внутрь. Перейти в упор лежа, с опорой на передний отдел стопы и кисти рук.
  3. «Балерина». И.п. – сидя на стульчике, ноги поставить на пальчики (пуанты). На пуантах, словно балерина, шагать вперед, пока ноги не встанут полностью на всю ступню. Вернуться в исходное положение. Затем шажками прошагать, «рисуя различные фигуры» — солнышко, елочку, домик.
  4. «Веселые прыжки».  И.п. сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Подняв ноги, перенести их через лежащий на полу брусок высотой 15-20см, положить на пол. Поднять ноги над полом, перенести их в и.п.
  5. «Носильщик». Подняв кубик (мячик, мешочек) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик в и.п. Затем перенести кубик в левую сторону и вернуть его в и.п.
  6. «Шалаш». И.п. – стоя, пятки вместе, носки врозь. Подняться на носочки и пяточками, прочертив в воздухе круг, встать, изобразив ногами «шалаш». Возвратиться в и.п.
  7. «Прогулка по лианам». Детям предлагается представить, что вместо реек на гимнастической стенке находятся лианы, по которым перебираются обезьянки. Вместо обезьянок гуляют по лианам дети, наступая на рейки серединой стопы.