Развитие музыкальных способностей у детей

  Развитие музыкальных способностей у детей

Автор: музыкальный руководитель Демьянова Нина Николаевна

Развитие музыкальных способностей можно начинать с первых дней жизни ребенка. Малыши очень чувствительны к звукам, по голосу и интонации они легко угадывают настроение и состояние родителей, а при продолжительном воздействии звуков музыки или телевизора становятся раздражительными и беспокойными. Ведь знакомство с музыкой у детей начинается с колыбельных песен. В более старшем возрасте используется прослушивание детских произведений, совместное разучивание песенок, ритмические упражнения с музыкальными инструментами. Гармоничное развитие музыкальных способностей малыша возможно только при активном участии и интересе родителей.

Основа развития творческих способностей детей – это в первую очередь свобода. Родители не должны навязывать и принуждать ребенка к действиям. Для успеха в этом деле требуется терпение и определенная тактичность – родители должны прислушиваться к мнению ребенка, стимулировать и поощрять его интерес к любой творческой деятельности.

Бывают такие родители, которые очень стараются разносторонне развивать своего ребенка и бесконечно водят его по различным кружкам и секциям. Родителям кажется, что их ребенок имеет много разных способностей и талантов, что иногда не соответствует истине. В итоге ребенок поверхностно занимается всем подряд, а вот глубоко и серьезно – ничем. Да, ребенка можно поводить по разным кружкам  и попробовать разные направления. Но, в конце концов, надо определиться и отправить ребенка по какому-то определенному пути, не перегружая его постоянно абсолютно ненужными ему занятиями, а просто иногда дополнять и добавлять какие-то новые веяния для всестороннего развития ребенка, при этом, не забывая про чувство меры.

   Музыкальные способности у ребенка не заметить сложно, так как такой талант виден с самого раннего детства – сначала ребенок постоянно двигается в такт музыке и подпевает, причем абсолютно попадая в ритм, а становясь старше, начинает с удовольствием петь и проявлять интерес к музыкальным инструментам. Конечно, петь и танцевать могут все дети, а вот иметь слух и голос – нет. И если ваш ребенок проявляет интерес, имеет голос и слух, то вы должны подогреть этот интерес ребенка и серьезно заинтересовать его.

Все дело в том, что для того чтобы ребенок действительно хотел заниматься музыкой и стремился к этому, он должен получать удовольствие от того, что он делает. Взять, например, детские игры – детям интересно в них играть и они получают от этих игр удовольствие. А заставлять ребенка делать то, что ему не нравится – бесполезно. Он может просто возненавидеть музыкальный инструмент, и, следовательно,  весь талант своего ребенка вы зарубите на корню.

Так что если вы обнаружили музыкальные способности у ребенка, то постарайтесь превратить все в игру и отнестись к музыке, как к развлечению, а не как к принуждению. Ребенка могут привлечь музыка, звуки и ритмы, но как только вы начнете его принуждать к занятиям музыкой, вы можете погасить его интерес. Вы можете долго рассказывать и объяснять малышу, как важно заниматься музыкой и как это ему поможет тогда, когда он станет взрослым. Для ребенка все эти ваши объяснения будут пустым звуком, так как детям хочется заниматься сейчас своими детскими делами и им абсолютно не важно, что будет потом. Вы должны четко это понять и осознать – ребенок мыслит совершенно по-другому и ваши логические размышления и доводы на него не действуют.

А вот если ему будет интересно, и он будет получать радость от занятий музыкой, то и все его способности разовьются быстрее и он сам вскоре войдет во вкус. Ваша основная задача в этот момент – не передавить! Самым оптимальным вариантом будет, если вы сами будете любить музыку, и ваш ребенок сам будет просить вас его научить. Проще говоря, вы должны заразить, заинтересовать ребенка музыкой и сделать так, чтобы ему стало ИНТЕРЕСНО! Покажите ребенку, донесите до него, как музыка поднимает вам настроение, как она радует вас, как она улучшает ваше самочувствие, пойте вместе с ребенком, танцуйте вместе с ним, радуйтесь вместе с ним и занимайтесь музыкой вместе с ним. Ребенок очень легко обучается, если все занятия проводятся в форме игры и доставляют ему радость и удовольствие.

Да, музыкальные способности у ребенка могут быть очень сильными и исключительными, и в этом случае ребенок будет сам постоянно стремиться к занятиям. Но такое происходит достаточно редко, и, чаще всего, все-таки, все зависит от правильного поведения родителей. Музыкальные занятия должны проходить без давления и принуждения, быть приятными и интересными, и тогда, чем старше будет становиться ребенок, тем больше у него будет желания заниматься музыкой. Научите своего ребенка проявлять себя и свои чувства через музыку, привейте ему любовь к музыке, в первую очередь, через вас же самих. Полюбите музыку сами и станьте примером для своего ребенка.

Удачи вам, гармонии и любви!