22 Ноя. 2017

Ребёнок не хочет в садик

 РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ В САДИК: ПРИМЕРЫ ПОМОГАЮЩИХ ДИАЛОГОВ

Ребёнок не хочет в садик

 
Вы собираетесь в садик, а ребенок жалобно стонет, хнычет, плачет и говорит «не хочу в садик!». Он не встает с постели, закатывает истерику, ни в какую не хочет одеваться. Когда вы все-таки добрались до группы и настал момент расставания, то ребенок орет, не отпускает вас, и вам приходится оставлять его под аккомпанемент диких воплей. Это очень тяжело, огорчает, злит, возникает чувство вины и большая брешь в ощущении себя «хорошим родителем». Знакомо?
 
В подобных ситуациях предлагаю попробовать новый способ общения с ребенком — не уговорить его идти в садик, а поговорить с ним на языке чувств и потребностей. Приведу пример утреннего диалога со своей младшей дочерью, а ниже пошагово разберу, как это работает.

Что говорить ребенку который не хочет в садик примеры диалогов
 
Ситуация 1: не хочет одеваться и делать прическу, пытаюсь разбудить. 
 
— Не хочу в садик!!!
— Ты не хочешь уходить из дома? Ты хочешь остаться с мамой? (обнимаю и глажу по головке)
— Да (лицо прячет, уткнувшись мне в живот, отвечает грустно-грустно)
— В садике все чужое? Тебе там грустно без мамы? (продолжаю обнимать)
— Да (грустным тоном) 
— Ты привыкла быть дома, рядом с мамой, а в садике новая воспитательница и новые дети? (обнимаю) 
— Да (грустным тоном, все еще не смотрит на меня)
— Ты скоро со всеми подружишься и привыкнешь. Сейчас мне нужно идти на работу. Давай вместе дойдем до группы и я попрошу воспитательницу познакомить тебя с девочками. А вечером я вернусь за тобой. Я же тебя всегда забираю из садика. 
 
-Да (все еще грустная и прячет лицо, но уже не сопротивляется и одевается без энтузиазма). 
 
— Давай я сделаю тебе хвостики, ты будешь самой красивой девочкой в группе. Пойдем посмотрим, есть ли у кого-то еще такие резиночки? (да простят меня строгие читатели за то, что после проделанной титанической работы по угадыванию, что беспокоит моего ребенка, я позволю себе назвать ее «самой красивой девочкой» в наших уединенных беседах:)
 
— Давай!
 
Нужно было видеть ее в этот момент: посмотрела на меня, улыбнулась, вся оживилась…Но настал черед одеваться на улицу….
 
Ситуация 2: снова сопротивляется на предложение одеваться на улицу — ложится на пол, закрывает глаза и спит. Демонстративно, хотя и по-настоящему спать тоже хочется.
 
— Не хочу в садик, хочу спааааать!
 
— Ты хочешь спать, ты не выспалась?
 
— Да (грустно, не смотрит на меня, подхожу близко).
 
— Мы с папой тоже очень-очень хотим спать утром, но нам надо идти на работу. А у тебя в садике есть кроватка, ты поспишь. (Глажу по головке.В этот момент главное оказать ребенку поддержку, например, показать свою похожесть с ним, что взрослые тоже хотят спать, но справляются с этим без истерик).
 
— Я хочу в своей…(очень грустно и еле слышно, как будто боится сказать правду)
 
— Ты хочешь спать в своей кроватке, ты привыкла к ней, а в садике чужая и непривычная?
 
— Да (грустно, но чуть больше энергии в голосе).
 
— А что можно взять с собой, чтобы тебе было привычно в садике в кроватке?
 
— Вас (т.е. папу и маму…финиш…В этот момент у меня разочарование -надежда на то, что она попросит игрушку, не оправдалась. И даже злость «вот, черт!»).
 
— Мне нужно идти на работу, я не могу пойти с тобой и кроватка у тебя маленькая в группе. (Начинаю ставить границы нашей семейной реальности, в которой оба родителя работают, т.к. по моим ощущениям уже достаточно уделили время чувствам и потребностям).
 
— А почему маленькая? (Сработало! дочка оживилась, появился интерес к обсуждению причин — ведь это разговор о ней).
 
— Мы большие — спим в большой кроватке, а ты маленькая — спишь в маленкой.
 
— Не хочу в садик, хочу спать!!!(Проверяет границы, можно ли меня «прогнуть»)
 
— Я не могу оставить тебя дома пока буду работать. (Продолжаю стоять на своем и держать границы). Нам с папой тоже очень хочется спать, и нас притягивает кровать как магнит. (Даю поддержку). Нам не хочется вставать утром, как и тебе.(Начинаю кряхтеть и изображать, как меня и мужа утром притягивает к кровати воображамый магнит). 
 
— А у меня маленький магнит в кроватке в садике!:)
 
Дочка оживилась, улыбнулась, стала смотреть в глаза. Из буки-вуки превратилась в жизнерадостного ребенка за какое-то мгновение. Это говорит о том, что контакт между нами наладился, мы стали понимать друг друга, сопротивление дочки ушло. И я просто предложила снова пойти в садик без каких-либо дополнительных «фокусов» и уговариваний. В садик мы пришли в хорошем настроении и легко расстались до вечера.
 
Теперь про основные шаги.
 
Шаг первый: Настройка себя на диалог.
 
Сказать мысленно: мой ребенок так себя ведет, потому что ему сейчас плохо. Я должна ему помочь объяснить мне, в чем плохо. Если бы он умел сам, то уже сказал бы мне.
 
Шаг второй: Принятие.
 
Допустить мысль, что ребенок может сейчас чего-то бояться, волноваться, переживать, даже по незначительному, на ваш взгляд, поводу. Например, громкий голос воспитателя многих детей пугает, даже если она самый лучший человек на свете. В новой кроватке среди 25 таких же переживающих детей с новой «хорошей тетей» вместо папы и мамы бывает одиноко…и так далее. Или банально ребенок не выспался.
 
Шаг третий: Проверка гипотез на языке чувств и потребностей.
 
Покрутите в голове возможный список причин (нарушен режим дня, новая воспитатательница, не умеет знакомиться со сверстниками, непривычная еда…). Как прошел день накануне? Что вы знаете о жизни ребенка в саду, чем он живет там? Накидайте себе 3-5 гипотез и проговорите вслух ребенку, демонстрируя принятие (обнимите, погладьте). Полуутвердительно-полувопросительно с сочувственным тоном в голосе и искренним интересом к его ответу, а не для галочки. Если он умеет говорить, то скажет да-нет. Если не умеет, то начнет слушать, прекратит орать и брыкаться — общаться станет проще.
 
Уже этих трех шагов достаточно для того, чтобы ребенок успокоился и начал нормально общаться с Вами. Если нет, то усильте поддержку, покажите свою похожесть и то, что понимаете его. А в нужный момент начинайте держать границы. Нужный момент — это когда вы оба поняли чувства ребенка и причину его «не хочу», а сопротивление все еще осталось.
 
Желаю Вам удачи! Пробуйте! Сразу не будет идеально, нужно будет каждый раз находить нужные слова, но, я уверена, шаги станут вам хорошим подспорьем.