Выявление дефектов в строении речевого аппарата

Выявление дефектов в строении речевого аппарата

Другой частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении  речевых органов ребенка. Назовём наиболее часто встречающиеся из этих дефектов.

  1. Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, а также слишком выступающая вперед верхняя или нижняя челюсть и передний или боковой отрытый прикус. При переднем открытом прикусе даже при сомкнутых челюстях между верхними и нижними резцами остается щель. В эту щель при артикулировании звуков как бы невольно просовывается кончик языка, что придает свистящим (С,З,Ц) и шипящим (Ш,Ж,Ч,Щ) звукам оттенок «шепелявости. Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности, во время их смены у детей. При боковом открытом прикусе щель между зубами образуется сбоку. Утечка воздуха через боковые щели при произнесении свистящих (С,З,Ц)  и шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ)  звуков придает им неприятный для слуха боковой или хлюпающий оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Г,К,Х – заднеязычные и пр.).

При дефектах в строении челюстей и зубов свистящие и шипящие звуки более всех других страдают потому, что здесь нарушается очень важное для их правильного артикулирования условие – образование узкой (1-2 мм) щели между верхними и нижними резцами.

  1. Слишком большой или слишком маленький язык. Этот дефект встречается нечасто. Но он также затрудняет нормальное артикулирование звуков. Ведь именно язык играет самую активную роль в процессе их образования.
  2. Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка). Язык при этом лишается подвижности, а главное – он не может подниматься вверх. От этого более всего страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков над верхними резцами). При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твёрдого нёба и приобрести форму «чашечки». Произношение же свистящих звуков, не требующих поднимания языка вверх, здесь обычно не нарушается.
  3. Расщелина верхней губы. Она приводит к дефектам произношения губных звуков (Б,П,М), в образовании которых активно участвуют губы. Однако расщелине верхней губы чаще всего сопутствуют расщелины твёрдого и мягкого нёба, что приводит к появлению носового оттенка голоса (гнусавости) и к дефектному произношению почти всех звуков речи. Это тяжёлое речевое расстройство не может быть устранено без помощи специалистов, поэтому здесь оно не рассматривается.

       При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искажённо, а не заменяются другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий на слух все звуки речи, после выхода из периода «возрастного косноязычия», обычно не идёт на полную замену одного звука другим. Эта «искажённость» в звучании звуков бывает заметна уже в период «возрастного косноязычия», поскольку употребляемые ребёнком звуки-заменители звучат не чисто, а как бы с посторонним призвуком хлюпания, шепелявости и пр., что сразу обращает на себя внимание.

      В этих случаях родители с самого начала должны понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребёнка будет протекать в усложнённых условиях и что ему может потребоваться врачебно-логопедическая помощь. Здесь не следует ждать, пока всё «с возрастом пройдёт», а нужно своевременно принимать необходимые меры. Правда, иногда и при дефектах в строении речевых органов детям удаётся овладеть правильным звукопроизношением. Но так, к сожалению, бывает далеко не во всех случаях.

     Способы выявления дефектов в строении речевых органов очень просты. Для этого достаточно просто присмотреться к ребенку. Дополнительно можно рекомендовать следующие простые приёмы.

      Короткая уздечка языка может быть обнаружена при попытке поднимания его вверх: при очень короткой уздечке язык оказывается как-бы «пришитым» к дну ротовой полости. При менее короткой уздечке приподнимание кончика языка возможно,  но он не достаёт при этом до верхних альвеол. Если ребёнок совсем не может поднимать язык вверх, можно попытаться приподнять его шпателем или ручкой чайной ложки – короткая уздечка при этом сразу обнаружится. В то же время использование этого приёма позволит убедиться в том, что язык не поднимается именно из-за короткой уздечки, а не вследствие, например, паралича, что так же может иметь место.

(по материалам книги Л. Парамоновой «Упражнения на развитие речи для подготовки ребёнка к школе» Издательство Аквариум 2005г.)