11 Июл. 2021

Если ребёнок не хочет заниматься

Статью подготовила: Осинцева И.А., учитель-логопед

Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребёнка заниматься. Родители жалуются на то, что его трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не хочет делать. Приходится ходить за малышом по пятам с картинками, книжками и другими пособиями в надежде на проявление хотя бы мимолётного интереса.

К сожалению, это довольно распространённая проблема. И чем младше возраст или чем более выражено нарушение у ребёнка, тем она стоит всё острее.

Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными.

1. Занимайтесь регулярно и в определенное время.

Регулярность занятий – это залог успеха. Ребёнок должен знать, что, если пришло время заниматься, значит, пора отложить игрушки и другие любимые развлечения. Воспитанникам детских садов легче настроиться на работу, так как жизнь там организована по расписанию: свободная игровая деятельность сменяется занятиями и другими режимными моментами. Домашним детям перестроиться гораздо сложнее, поэтому организация режима дня, соблюдение времени как занятий, так и других режимных моментов (прием пищи, прогулка, сон, игровая деятельность) позволяют существенно улучшить ситуацию. Нет ничего необычного в том, что поначалу ребёнок будет проявлять недовольство и капризничать. Ему необходимо время, чтобы привыкнуть, адаптироваться к новым требованиям.

Нужно помнить, что пропуск занятий приводит к тому, что у ребёнка формируется представление о том, что занятия – дело необязательное, и если проявить настойчивость, то родители обязательно пойдут на уступки.

2. Ограничьте время пользования телефоном, планшетом, компьютером и просмотр телепередач.

Компьютер, планшет, телевизор являются мощнейшими стимулами, которые способны надолго занять внимание и разум ребёнка. По сравнению с ними другие, более полезные стимулы блёкнут и перестают вызывать интерес. Поэтому не удивительно, что ребёнок, который постоянно сидит у телевизора или играет в компьютерные игры, с большой неохотой берёт в руки книгу или занимается. Многолетняя практика показывает, что в семьях, где вообще отсутствует телевизор или где он включается на непродолжительное время, дети демонстрируют стойкий познавательный интерес, более высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Следует ограничить просмотр телевизора 15 минутами в день. Этого времени вполне хватит, чтобы посмотреть мультфильм или получить удовольствие от детской передачи.

3. Организуйте рабочее место для занятий.

Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. Должен быть стол, за которым малышу удобно сидеть. Это вовсе не означает, что всё время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом. Часть заданий можно выполнить на ковре, часть времени можно отдать играм с перемещением в пространстве или использовать речь с движением. Но работа за столом является очень важной, так как она дисциплинирует, приучает сидеть, улучшает концентрацию внимания, формирует волю, закладывает базис последующей учебной деятельности. Некоторые родители пытаются организовать работу исключительно на ковре или на диване, ходят за малышом с пособиями или планшетом, пытаясь уговорить его позаниматься. В результате ребёнок отвлекается, имеются проблемы с дисциплиной, учебная деятельность формируется с затруднениями.

Во время занятий не стоит забывать, что на столе должны лежать только те пособия и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения того или иного задания. После того, как задание выполнено, материал убирается. Наличие посторонних предметов отвлекает ребёнка. Особенно актуально соблюдение этого принципа в отношении детей младшего возраста или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В этом случае деятельность ребёнка организовать трудно, так как он берёт все предметы, которые оказываются в поле его зрения. Поэтому можно повысить продуктивность работы, ограничив количество стимулов. Например, выкладывать небольшое количество картинок, предъявлять предметы по одному.

4. Постепенно увеличивайте время занятий.

Если ребёнку трудно выдержать занятие целиком, то длительность работы на начальных этапах нужно сократить. Например, можно начать с выполнения упражнений артикуляционной гимнастики и пальчиковой игры, которые будут длиться 2-3 минуты. Затем постепенно увеличивать время занятий и количество предлагаемых заданий.

5. Сделайте занятия интересными.

Часто родители забывают, что интерес ребёнка напрямую связан с содержанием занятия. На занятиях малыш должен удивляться, открывать для себя что-то новое, играть, сам исполнять ту или иную роль.

Артикуляционную гимнастику можно делать вместе с куклой, а изучать овощи прямо в процессе их приготовления.

Эксперименты (например, с водой, с разными материалами и пр.), настольный театр, сюжетно-ролевые и конструктивные игры, аппликация, рисование должны включаться в содержание занятий.

Иногда ребёнку трудно осуществить перенос свойств реальных предметов на игрушечные образцы или муляжи. Игрушечные помидоры не вызывают интереса, и что делать с пластмассовой тыквой, не очень ясно. Так почему бы не угостить мишку или куклу настоящими овощами, фруктами, печеньем, сушкой или конфетой? Дети с радостью включаются в игру, демонстрируя речевую активность и разделяя с героем трапезу.

6. Используйте поощрения.

Поощрения – очень важная часть в работе с детьми. Небольшая награда за старание, хороший результат развивает усидчивость, мотивирует. На начальных этапах важно определить, какое поощрение является для ребёнка предпочтительным. Для многих значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или иной эквивалент оценки (например, “смайлик”). Детей младшего возраста или детей с тяжёлыми нарушениями больше мотивирует получение любимого лакомства или игрушки (например, воздушного шарика).

7. Помогайте ребёнку и чаще хвалите его.

Когда что-то не получается, желание продолжать работу отпадает. Зачастую дети с тяжёлыми нарушениями поначалу не любят заниматься, так как обучение на первом этапе дается тяжело. А никому не нравится преодолевать трудности, хочется, чтобы всё получалось сразу. В это время сложно всем — ребёнку, родителю, педагогу. Иногда бывают и слёзы, и валяние на полу. Главное для родителя на этом этапе — не сдаваться и проявлять выдержку. Если малыш видит, что его хитрости не приносят результата, мама никуда не уходит и занятие продолжается, то ему приходится менять своё поведение.

Если родители сдаются и фактически прекращают регулярно работать дома, надеясь, что проблему решит логопед, то у ребёнка формируется соответствующий поведенческий стереотип, основанный на манипуляции: чтобы от меня все отстали, я буду плакать, убегать, лежать на полу. В такой ситуации о положительной динамике не может идти речи.

На ранних этапах работы некоторым детям требуется очень существенная помощь. Иногда ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки. Нужно дать понять, что работу следует довести до

конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку «маленького ученика» и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”. После чего необходимо обязательно похвалить себя и ребёнка.

Похвала – очень важный момент. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Даже если вам кажется, что хвалить ребёнка не за что, найдите повод положительно оценить его работу. Например, заслуживает поощрения любая попытка неговорящего дошкольника что-либо сказать, даже если это пока не очень получается, или желание работать совместно со взрослым, проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего.

Иногда родители не понимают, насколько важны для ребёнка слова одобрения и поддержки. Например, мама не задумывается, какие последствия могут иметь её слова, когда, сравнивая рисунок сына или дочери с рисунками других детей, она разочарованно произносит: “У всех лиса красивая получилась, а у тебя опять неизвестно что”. Своей отрицательной оценкой взрослый навсегда отбивает у ребёнка желание рисовать. Ведь выполнение рисунка – большой труд для дошкольника: он действительно старался, боролся с собой, пытаясь усидеть на месте, слушал объяснения, пытался совладать с растекающимися красками, придать рисунку красивую форму. Любой такой труд заслуживает похвалы.

8. Не проявляйте излишнюю требовательность и настойчивость.

Распространённой ошибкой при работе родителей с детьми является то, что взрослые проявляют излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим ожиданиям. Однако возможности ребёнка в настоящий момент могут им не соответствовать.

Например, некоторые родители настойчиво требуют от неговорящего или только начинающего говорить малыша повторять за ними слова, словосочетания, фразы. Ничего, кроме реакции негативизма, это не вызывает. В итоге ребёнок замолкает и отказывается заниматься.

Активное повторение можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков. Когда ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, фокус внимания смещается с речевых трудностей на интересную для него деятельность, поэтому подражание развивается более активно.

Если дошкольник не может выполнить задание полностью из-за нестойкого интереса, трудностей концентрации внимания или утомляемости, лучше разбить работу на несколько частей. При отказе ребёнка выполнить задание, его выполняет сам взрослый, показывая образец и давая

возможность поучаствовать. Например, взрослый сам составляет предложения, делая паузы, ожидая, что малыш включится в работу: вставит слово или продолжит фразу. В следующий раз к заданию нужно вернуться снова. Следует дать понять, что любую работу необходимо довести до конца.

Соблюдение этих несложных правил позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, следовательно, результативность логопедической работы.

Успехов!!!