Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 119 – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей.
Предметом деятельности ДОУ является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой и др.
Программа включает все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), способствует становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Дополнительные общеразвивающие программы:
«Развитие речи детей 3-5 лет» О.С. Ушаковой.
Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с программой О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-5 лет» по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи.
В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. Программа поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Цель программы: речевое развитие детей дошкольного возраста
Задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Расширение и обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Воспитание любви к родному языку.
«Развитие речи детей 5-7 лет» О.С. Ушаковой.
Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с программой О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет» по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи.
В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. Программа поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Цель программы: речевое развитие детей дошкольного возраста
Задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Расширение и обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Воспитание любви к родному языку.
«Приобщение детей к русской народной культуре» О.Л.Князевой и др.
Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.
Цель: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
«Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста по формированию эстетического отношения и художественно-творческого развития в изобразительной деятельности. Представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Цель: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности.
«Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазыриной.
Программа направлена на физическое развитие и оздоровление дошкольников.
Цель: оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
«Камертон» Э.П.Костиной.
В программе представлено содержание музыкального воспитания, обучения и развития детей с первого по седьмой год жизни. Она разработана на основе лучших традиций отечественной школы музыкального воспитания, а также с учетом инновационных нестандартных подходов к музыкальному образованию детей.
Цель: разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.
«Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально — потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Программа состоит из трёх основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».
Цели программы определяются требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.
«Ритмическая мозайка» А.И. Буренина
Имеет художественно- эстетическую направленность. Программа нацелена на получение определенных навыков, знаний, умений, расширение кругозора, развитие общего интеллекта. Занятия прививают любовь к музыке, формируют трудолюбие, чувство коллективизма, взаимопомощи, активизируют внимание.
Цель программы: формирование творческих способностей, способностей к самовыражению и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи:
Развивающие: Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха.
Обучающие:
- научить свободно и естественно выражать себя посредством движения и музыки.
- научить ритмично двигаться с предметами, в соответствии с различным характером музыки, динамики.
- научить приёмам исполнительского мастерства.
- научить правильно использовать термины.
- развивать координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, гибкость и выносливость.
Воспитательные: развитие художественных способностей воспитанников, привить им любовь к танцам, воспитание любви к музыке.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа
Эти задачи осуществимы, если при работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы:
- Систематичность.
- Постепенность.
- Последовательность.
- Повторность.
«Мы» Н.Н. Кондратьева
Программа «Мы» включает в себя два направления: природное окружение и экологическое воспитание. Отличие заключается в том, что раздел экологического воспитания программы «Детство» дополнен; изучая природу, дети погружаются в экологические проблемы своего региона, учатся на практике находить пути их решения. Такое построение рабочей программы расширяет базовые знания дошкольного образования.
Цель программы: развитие личностно-значимого отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-
Развивать положительный опыт эмоционально-чувственного восприятия природы.
-
Формировать представления о животных и растениях как живых организмах.
-
Развивать ценностное ориентирование в окружающем мире.
-
Развивать знания экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимоотношениях с природой.
-
Воспитывать эстетическое видение окружающего мира.